Светлана Юрьевна Акимова
Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями по теме «Школа. Школьные принадлежности»
▼ Скачать + Заказать документы
Дата, имя ребенка Содержание работы по теме: «Школа. Школьные принадлежности.» Учёт
• Развитие понимаемой речи.
1. Беседа.
-Первого сентября вы все пойдете в первый класс.
-Значит вас будут называть (первоклассница (к,ки)
- Как называют детей, которые ходят в школу? (школьница (к, ки)
-Как называются книги, по которым учатся ученики (учебники)
-Назовите профессию человека, который учит детей в школе?
-Какие школьные принадлежности нужны ученикам?
2. Отгадать загадки.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Логопедия. Работа логопеда
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные принадлежности
- Темочки
-Хоть я и не прачка, друзья, стираю старательно я. (резинка)
- Линию прямую, сам нарисовать сумей-ка!
Это сложная наука! Пригодится здесь. (линейка)
- На коробку я похож, ручки ты в меня кладешь.
Школьник, ты меня узнал? Ну, конечно, я. (пенал)
- Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней (Книга)
- Белый зайчик прыгает по черному полю. (мел)
- Человечки сели в ряд, обо всем нам говорят. (буквы)
- То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей – ка! (тетрадь)
-Если ты его отточишь, нарисуешь всё, что хочешь! Солнце, реки, горы пляж. Что же это? (карандаш)
- По черному белым
Пишут то и дело.
Потрут тряпицей –
Чиста страница. (Школьная доска)
3. Упр-е «Исправь предложение»
Например: Альбом открыл Алену. – Алена открыла альбом.
• Карандаш рисовал Таню.
• Дима лепил из пластилина.
• Ручка написала письмо Даше.
• Учебник учится по Маше.
• Оля рисовала красками дом.
• Букварь читает Колю.
• Рома положил ручки в пенал.
• Пенал положил Диму в портфель.
• Саша резал бумагой ножницы.
4. Упр-е «Подумай и ответь»
Ваня шел впереди Пети. (Кто шел последним)
-Лес позади дома. (Что впереди)
-Автобус едет впереди грузовика. (Что позади)
-Кошка больше собаки. (Кто меньше)
-Мальчик выше девочки. (Кто ниже)
-Дедушка старше бабушки. (Кто моложе)
-Дуб выше березы. (Что ниже)
5. Объяснение значений многозначных слов, поговорки и пословицы.
Воспитатель объясняет детям значения многозначных слов ручка, доска, звонок, ручка, и пословиц: «Учиться — всегда пригодится», «Ученье — свет, а неученье — тьма», «Книга — друг человека»; «Кто много читает, тот много знает».
• Развитие лексико – грамматических средств языка.
1. Игра «Зачем нужен предмет?»
Ручка нужна … (для того чтобы писать)
- Карандаш нужен … (для того чтобы чертить, рисовать)
- Дневник нужен … (для того чтобы записывать домашнее задание)
- Ластик нужен … (для того чтобы стирать)
- Азбука нужна для того, чтобы учиться читать
- Линейка нужна … чертить прямые линии
2. Игра «Назови ласково».
Рюкзак – рюкзачок, тетрадь – тетрадочка, альбом – альбомчик, карандаш – карандашик, пенал – пенальчик, дневник – дневничок, линейка – линеечка, перемена – переменка.
3. Игра «Жадина» (определение рода (по картинкам)
Представь, что это твои школьные принадлежности.
Образец: мой портфель, моя тетрадь, мои ножницы….
4. Игра «Один – много».
Ручка – ручки, учебник – учебники, портфель – портфели, карандаш – карандаши, фломастер – фломастеры, тетрадь – тетради ….
5. Игра «Ответь, чем?»(тв. пад.)
Рисуют (чем) … карандашами. Пишут (чем) … ручкой.
Клеят (чем) … кисточкой. Показывают (чем) … указкой.
Режут (чем) … ножницами.
6. Игра «Подбери признак».
Карандаш – … длинный, толстый, деревянный, острый….
Портфель – … кожаный, вместительный, яркий, большой ….
7. Игра «Растеряшка» (р. пад.)
- Растеряшка всегда всё теряет и вечно что-нибудь забывает. Пришла Растеряшка в школу. Все ребята достали учебники, а у неё нет (чего). Дети открывают тетради, а у Растеряшки нет (чего). У всех в пенале ручка, а у неё нет (чего). Дети достают карандаши, а у неё нет (чего).
-Как вы думаете, чего ещё нет у Растеряшки?
8. Игра «Скажи какой?»(обр-е отн. пр-х)
-Давайте внимательно посмотрим и расскажем, какие это предметы:
- Карандаш из дерева (какой) -…. - Ножницы из металла (какие) -.
- Линейка из дерева (какая) -….- Ручка из пластмассы (какая) -
- Портфель из кожи (какой) -…--- Ластик из резины (какой) -.
- Книга из бумаги (какая) - …
9. Игра «Подбери словечко». (образ-е родственных слов)
Ребята, а кто учится в школе? (школьники)
- А как называют мальчика, который ходит в школу? (школьник)
- А как называют девочку, которая учится в школе? (школьница)
- Предметы, которые нужны школьнику, как называются? (школьные предметы)
- Вы еще не ходите в школу, как вас называют? (дошкольники)
- Эти слова похожи друг на друга, как мы их назовем? (родственные)
-Что делают в школе дети в тетрадях? (пишут)
-Что кладут в почтовый ящик? (письмо)
-Как называется человек, который пишет рассказы? (писатель)
-Что нужно сделать ребенку, если он некрасиво написал в тетради (переписать)
-Мальчик книгу (читает)
-Мальчик книгу (что сделал) прочитал.
-Предмет, на котором учатся читать называется (чтение)
-Как называется ребенок, который читает? (читатель)
10. Упр-е «Предложение договори и его ты повтори» (обр-е сравн-й степени прил-х и наречий)
-Закончите предложение, а затем повторите его полностью
В детском саду хорошо, а в школе (лучше). В детском саду интересно, а в школе (интереснее). В детском саду весело, а в школе (веселее). В детском саду приятно, а в школе (приятнее). В детском саду просторно, а в школе (просторнее).в детском саду замечательно, а в школе….(замечательнее) в детском саду прекрасно, а в школе. (прекраснее)
11. Игра «Что положишь в портфель?» (согл-е числ-х с сущ-ми (с мячом, с карточками цифр от 1 до 5).
-Выберите себе картинку с предметом школьной принадлежности.
-Кому кидаю мяч и показываю карточку с цифрой, тот отвечает на мой вопрос.
-Что вы положите в портфель?
Образец: Я положу в портфель две тетради (5 тетрадей, 2 карандаша, 5 карандашей, 3 ручки, 5 ручек, 4 учебника, 5 учебников, 2 линейки, 5 линеек и т. д.)
12. Упр-е «Измени словечко»(обр-е сущ-х жен. рода (с мячом)
Умник-умница Ученик-ученица Учитель-учительница
Отличник-отличница Двоечник-двоечница Троечник-троечница
Хорошист-хорошистка Скромник-скромница Первоклассник-первоклассница Школьник-школьница
13. «Скажи наоборот». Тупой – острый, длинный, толстый, умный, высокий, веселый.
14. Упражнение «Скажи наоборот 2». Составь предложения по образцу. Образец: Таня оставила ножницы в стакане.
— Таня достала ножницы из стакана.
Таня положила линейку под букварь. (из-под)
Таня оставила альбом на столе. (со)
Таня спрятала ластик за стакан. (из-за)
Таня поставила портфель под стол. (из-под)
• Развитие фразовой речи.
1. Чтение рассказа «После школы».
Пришла Настя после школы. Одна бабушка была дома. Настя села у стола, взяла книгу и прочитала сказку. Бабушка была рада. Она сказала: «Будешь книги читать – будешь много знать».
Беседа по тексту.
Вопросы:
1. Откуда пришла Настя домой?
2. Кто был дома?
3. Что сделала Настя после школы?
4. Что сказала Насте бабушка?
2. Пересказ рассказа детьми с использованием картинного плана.
3. Игра «Запомни и назови»(использование наречий)
Воспитатель прикрепляет картинки к мольберту (вверху, внизу, справа, слева, посередине)
-Запомните как расположены картинки. Закройте глаза. Я поменяю картинки местами. Ваша задача отгадать, что изменилось и рассказать.
Картинки: парта, книга, тетрадь, ластик, пенал, мел, карандаш, ручка, портфель.
Образец высказывания: Вверху была книга.
• Развитие моторных функций.
1. Пальчиковая игра «Переменка»
Переменка! Переменка! (Ритмичное сжимание-разжимание кулачков на обеих руках.)
Отдохните хорошенько (Движения расслабленными кистями рук вверх-вниз)
Можно бегать и шуметь,
Танцевать и песни петь, (Попеременное сгибание пальчиков обеих рук в кулачки)
Можно сесть и помолчать, (Пальцы рук образуют «замок»)
Только – чур! – нельзя скучать! (Движения указательными пальчиками обеих рук вправо-влево)
2. Динамическая пауза. «В школу мы с тобой пойдем»
(Импровизация движений в такт стихотворению)
В школу мы с тобой пойдем,
И портфель с собой возьмем.
В школе будем мы читать,
В школе будем мы писать,
Физкультурой заниматься,
И трудиться, и стараться.
3. Динамическая пауза.
Ру-рю-ру-рю- на носочках постою. (Встают на носочки)
Ря-ра-ря-ра- солнцу рада детвора. (Поднимают руки, смотрят вверх.)
Ри-ры-ри-ры- надуваем мы шары. (Образуют большой круг, взявшись за руки.)
Ри-ры-ри-ры- бысторо кружатся шары. (Бегут по кругу)
Ри-ры-ри-ры- быстро лопнули шары. (Двигаются к центру круга)
4. Артикуляционная гимнастика
«Забор». «Окно», «Маляр», «Лошадка», «Индюк», «Дятел»
5. Пальчиковая гимнастика «Пальчики шагают» (с крышками)
Раз-кружок, два- кружок;
Раз-шажок, два- шажок;
Наши пальчики шагают,
На кружочки наступают.
Раз, два, три, четыре, пять.
Ходят пальчики опять.
От мизинца, до большого,
А потом к мизинцу снова.
6. Упр-е «Карандаш»- графомоторные навыки.
• Развитие дыхания.
1. Упр-е“Загони мяч в ворота”
Цель: выработать глубокий вдох носом и длительный, плавный, целенаправленный выдох ртом.
Оборудование: ,мячи” из ваты, 4 кубика (для постройки футбольных ворот)
Ребёнок и взрослый дуют на ватный мячик, перекатывая его по столу, «пытаясь забить гол». Вата должна оказаться между кубиками
2. Упр-е на развитие дыхания
–Руки на коленях: развести руки в стороны на вдох, обнять себя и выпрямиться на выдох (4 раза)
• Развитие психических процессов
1. Упр. «Собери картинку»(у логопеда)
2. Упражнение «Четвертый лишний»:
Карандаш, отвертка, ручка, кисточка.
Мячик, ластик, пенал, линейка.
Кисть, краски, альбом, книга
Ластик, портфель, утюг, пенал
Чайник, фен, пылесос, линейка
Альбом, букварь, тетрадь, ножницы.
Ученик, ученица, учитель, воспитатель.
3. Игра «Четвертый лишний» (по картинкам)
Найти лишнюю картинку и объяснить, свой выбор. (Например, три изображения школьных принадлежностей, одно — инструмента.)
4. Упр-е «Найди и назови школьные принадлежности» (по картинкам)
Образец: Я вижу ручку.
• Релаксация
1. Упражнение «Часики»(рассл-е мышц шеи)
• -Ладони головы к ушам. Наклоны головы в стороны с сопротивлением рук
2. Упр-е «Покажи»
Проснулся первого сентября Витя и испугался. (Испуг)
На улице светло: «Я опоздал в школу»(. Огорчение)
Но видит – все еще спят. (Удивление)
«Никуда я не опоздал», – обрадовался Витя. (Радость)
• Развитие слухового внимания, восприятия
и просодических компонентов
1. ,Сколько звуков назвала?”
Цель: учить определять на слух количество названных звуков
Оборудование: несколько разноцветных кружочков
Детям раздается по нескольку разноцветных кружков. Воспитатель произносит один, два или три гласных звука, например, a, ay, иоу, о и т. д. Дети должны отложить на столах столько кружков, сколько звуков было названо.
2 «Укачивание» (имитация укачивания ребенка, куклы). А (длинно, громко)---А (кратко, тихо)
3. Упр-е «Слушай внимательно»
- Если услышите слова, к которых встречается Ъ, поднимаете руку.
Слова: подъезд, дерево, съедобный, кран, въезд, магазин, съёмка, дуб
4. Работа в тетради. Напечатать буквы «Ь», «Ъ».
5. Чтение слогов и слов с Ь знаком в конце.
• Автоматизация и дифференциация звуков.