Получи документы

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями

Елена Кокорина
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 11 "Олененок"

Авторы: учитель-логопед Кузнецова Елена Вячеславовна,

учитель-логопед Кокорина Елена Вячеславовна

Родители - естественные учителя своего ребёнка, от них зависит чрезвычайно много, в их руках очень сильное воспитательное средство-любовь к своему ребёнку. Логопеду важно организовать такую среду и создать такие условия, чтобы эта любовь и поддержка развили в ребёнке все необходимые для жизни в обществе навыки и умения.

Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями» размещена в разделах

«Учимся у тех, кого любим» - это выражение как нельзя точно объясняет роль родителей в коррекционном процессе.

Конструктивное взаимодействие с родителями – один из краеугольных камней успешной деятельности учителя-логопеда. Ещё Сухомлинский говорил, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. Важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения, коррекции. Семья была, есть и всегда будет не только главнейшим институтом, отвечающим за социальное воспроизводство населения, но и важнейшей средой формирования личности. А полноценное формирование личности невозможно без наличия правильной, грамотно оформленной, красивой речи, без подготовки детей к школьному обучению на высоком уровне.

Взаимоотношения и сотрудничество учителя-логопеда с родителями сейчас особенно актуальны. На протяжении многих лет система специального дошкольного образования была изолирована от семьи. Все проблемы обучения и воспитания детей ложились на плечи педагогов дошкольных образовательных учреждений. Долгое время родители исключались из процесса обучения и воспитания детей. В настоящее время доказано, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в общеобразовательной и коррекционной работе. Сотрудничество семьи и учителя - логопеда становится всё более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые бы обеспечили решение проблемы каждого ребёнка и семьи индивидуально. Логопед обязан идти в ногу со временем.

Поэтому, нам, логопедам, необходимо помочь родителям правильно организовать эту работу, осознать их роль в процессе развития ребенка, определить не только правильные, но и доступные, интересные и увлекательные методы и приемы преодоления речевого нарушения. Мы должны наполнить конкретным содержанием задания для домашней работы с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Нам необходимо видеть родителей не только союзниками, но и грамотными помощниками. Сегодня широкие возможности в повышении эффективности работы с родителями открывает Интернет. Различные электронные пособия, цифровые образовательные ресурсы можно использовать в работе с родителями, давая домашние задания, ссылки на тематические сайты.

В современной дошкольной логопедии определены различные формы, методы и задачи работы с семьями дошкольников, имеющих речевые нарушения.

Многолетний опыт работы позволил нам определить разнообразные формы работы логопеда с родителями по преодолению речевых недостатков.

Традиционные формы работы учителя-логопеда с родителями :

родительские собрания;

• открытые занятия;

• консультации;

• беседы;

• опросы, тестирование, анкетирование;

• информационные стенды в группе и в кабинете логопеда;

• семинары – практикумы и т. д. ;

• домашние задания

Современные формы работы учителя-логопеда с родителями с использованием ИКТ:

- газета дошкольного учреждения;

- общение учителя-логопеда с родителями по электронной почте;

- использование сайта детского сада.

Подробнее остановимся на некоторых, на наш взгляд, более эффективных формах работы.

1. Самая распространённая форма общения с родителями – беседа, ею пользуются все логопеды без исключения и она позволяет быстро установить контакт и доверительные отношения.

2. Важную роль в комплексной работе с семьёй играет анкетирование родителей.

Анкета - замечательное средство привлечь внимание родителей к речи собственного ребёнка, прислушаться и оценить её, постараться определить трудности, возникающие у ребёнка в момент речевой активности. По полученным анкетным данным логопед делает вывод, ведётся ли работа в семье по преодолению речевых недостатков и насколько родители ориентированы на получении положительного результата, хотят ли они сотрудничать с ДОУ, готовы ли они к такому взаимодействию. После обработки анкет целесообразно провести с родителями консультацию.

3. Консультации предполагают теоритическое знакомство родителей по тому или иному вопросу. Проводятся в соответствии с планированием. Тематика консультаций также определяется на весь учебный год. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал. Наиболее актуальные темы для консультаций – «Выполнение домашнего задания», «Автоматизация звуков в домашних условиях», «Развитие связной речи у детей», «Знакомство с проведением артикуляционных упражнений» и др. Также на консультациях родители могут делиться опытом друг с другом.

4. Проводимые групповые родительские собрания в начале, середине и в конце учебного года помогают объединить родителей, нацелить их на помощь, активно включиться в процесс воспитания детей. Практика показывает, что основная масса родителей не знает, чем занимаются с детьми учителя-логопеды. Для этого в начале сентября, на родительском собрании логопед сообщает о целях и задачах своей работы, подробно рассказывает о фонетико – фонематических и лексико – грамматических нарушениях речи, о том, какой вид выявлен у того или иного ребёнка и какие трудности в обучении возможны в связи с этим нарушением речи. Чрезвычайно важно разъяснить родителям необходимость усиленной, ежедневной работы с ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Как правило, на втором и последующем собрании подводятся итоги проделанной работы. Логопед сообщает родителям о тех, кто уже не нуждается в помощи специалиста, а кто оставлен для продолжения коррекционной работы.

5. Невозможно представить сотрудничество с родителями без наглядной информации. Эта форма работы очень важна для родителей. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. В группе вывешиваем информационные стенды, папки – передвижки ставим в уголках для родителей. В работе с детьми также широко используются вспомогательные наглядные средства: тематические выставки книг, пособия памятки, образцы выполненных заданий. Единственный недостаток этой формы в том, что некоторые родители не всегда внимательно и добросовестно изучают представленный материал, ссылаясь на занятость.

6. Семинары-практикумы также вооружают родителей практическими, чаще всего игровыми приёмами коррекционной работы. Родители, играя с логопедом и друг с другом, обязательно поиграют с ребёнком. Семинары-практикумы не только устанавливают партнёрские отношения с родителями, но и повышают педагогическую компетентность родителей. У родителей такие семинары вызывают живой интерес, радость общения.

7. На наш взгляд, самой эффективной формой работы являются открытые фронтальные занятия. Они проводятся, чтобы родители увидели, каких знаний достигли дети после совместной коррекционной работы. Родителям очень нравится посещать такого рода занятия. Как правило, они довольны достигнутыми результатами и стремятся сделать большее и вследствие этого участвуют в ходе коррекционной работы более активно. Особая ценность этих занятий в том, что родители видят своего ребёнка в коллективе, это даёт возможность адекватно и объективно оценить его возможности и способности.

8. Домашние задания. Каждый логопед предоставляет родителям возможность участвовать в коррекционном процессе. Действенным средством закрепления артикуляционных и произносительных навыков специалисты считают фонетический дневник. Фонетический дневник - это специальная тетрадь, в которой фиксируется динамика и содержание работы над звуками. Записи в дневнике учитель-логопед делает после каждого индивидуального занятия. Материал предлагается с постепенным усложнением, в соответствии с позицией отрабатываемого звука в словах. Все виды заданий из фонетического дневника прорабатываются сначала с воспитателем в группе после логопедического занятия, а потом дневник ребёнок забирает домой и работает над заданием с родителями. К следующему занятию дневник возвращается к логопеду. При этом родители получают возможность быть постоянно в курсе речевых проблем ребёнка, следить за его успехами, вносить свой вклад коррекционно- развивающий процесс.

Использование всего многообразия вышеперечисленных форм, методов работы с родителями как традиционных, так и нетрадиционных, конечно, не должно быть самоцелью. Гораздо важнее так качественно изменить содержание собраний, семинаров, бесед, чтобы родители услышали логопеда, захотели и смогли помочь своему ребёнку.

Публикации по теме:

Я — логопед. Я - учитель - логопед детского сада. Стихотворение было сочинено мною для конкурса "Воспитатель года". Посвящаю его моим коллегам - учителям.

Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 комбинированного вида «Рябинка» г. Воскресенка Московской области В нашем дошкольном учреждении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями
Опубликовано: 26 июня 2013 в 20:09
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кокорина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД