Татьяна Ушакова
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями дошкольников, имеющих речевые нарушения
▼ Скачать + Заказать документы
Для успешной коррекции речевых нарушений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения детей в условиях дошкольного учреждения и закрепления полученных навыков в домашних условиях. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:
Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного формирования лексической, грамматической и фонетической сторон детской речи.
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями дошкольников, имеющих речевые нарушения» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Создавать ситуацию, вызывающую интерес у ребёнка и заставляющую его вступать в диалог (Почему? Зачем? Откуда? и т. п.).
Наполнять повседневную жизнь детей грамотным речевым общением : — посредством словесного обозначения окружающих предметов и явлений накапливать предметный словарь;
- дать ребёнку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах;
- учить ребёнка на слух различать глаголы по смыслу, часто употребляемые в повседневной жизни;
- привлекать внимание детей к правильному пониманию пространственных отношений, а через контекстную речь – различать предлоги по звучанию и значению.
Обращать внимание на процесс игры своего малыша, умение оречевлять свои действия, воображать и подражать окружающим.
Учитывать возраст и психологические особенности ребёнка (реакция может быть слишком медленной или чрезмерно бурной).
Результат коррекционной работы находится в прямой зависимости от взаимосвязи ПЕДАГОГ — РОДИТЕЛЬ — РЕБЁНОК. Общение логопеда с родителями должно строиться на принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Логопед, ежедневно общаясь с детьми, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт. Он может оказывать коррекционную помощь различными путями: визуально-информационным — посредством оформления стендов, словесным — с помощью проведения бесед, консультаций, открытых занятий, родительских собраний, круглых столов, организаций дней открытых дверей, а также может сотрудничать через Интернет. Анкетирование родителей с целью сбора анамнестических данных о раннем развитии ребёнка, его индивидуально-психологических особенностях, сведений о наблюдении ребёнка у врачей различного профиля, а также о посещении им кружков (секций) и занятий с другими специалистами учитывается при составлении учителем-логопедом индивидуального маршрута развития ребёнка.
Важным условием закрепления полученных на занятиях навыков и умений является индивидуальная тетрадь, где учитель-логопед даёт задание, которое помимо закрепления навыков звукопроизношения обязательно охватывает все стороны коррекционной работы по формированию:
психологической базы речи (памяти, внимания, мышления);
фонематических процессов;
импрессивного и экспрессивного словаря;
слоговой структуры слова;
грамматического строя;
связного высказывания;
графических навыков.
Образцы примерных домашних заданий по лексическим темам, которые в течение календарной недели дошкольники изучают с воспитателем группы, можно как вклеивать в индивидуальные тетради, так и использовать в качестве материала для оформления стенда или рассылки по электронной почте для часто болеющих детей.
Примерные задания для старших дошкольников :
Лексическая тема: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Предметный словарь: голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел.
Глагольный словарь: летать, искать, кормиться, клевать, каркать, чирикать, нахохлиться.
Словарь признаков: красногрудый, зимующий, перелётный.
Сравни птиц с людьми и животными:
У человека – дети, а у птиц – ….
У человека – нос, а у птицы — ….
У животных – шерсть, а у птицы — …
Посчитай:
1 голубь, 2 …., 3, 4…., 5….…
1 ворона, 2, 3, 4…., 5….
1 воробей, 2…., 3…., 4…., 5….
Убери лишнее слово:
Снегирь, синица, кормушка, голубь
Ворона, воронка, вороний, воронёнок
Клюв, перья, шерсть, пух.
Лексическая тема: «НОВЫЙ ГОД»
Ответь на вопросы:
1) Что чаще бывает – зима или Новый год?
2) Новый год – это начало года или конец?
3) Что нельзя повесить на ё лку: шары, бусы, звезду, зиму?
4) Дед Мороз едет к нам на: осле, санях, жирафе, кенгуру?
Убери лишнее слово:
Ёлка, ёлочка, еловый, лиловый
Хлопушка, игрушка, ватрушка, гирлянда
Снегурочка, снежинка, нежный, снеговик
Что не может лежать в мешке с подарками:
Кукла, конструктор, конфеты, печенье, новость, радость, машинка, одежда, обувь, мобильный телефон, смелость, шоколадка
Аналогичные задания для дошкольников подготовительной к школе группе:
Лексическая тема: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Проговаривать стихотворение так, чтобы на каждый слог пальчики обеих рук поочерёдно здоровались (от больших — к мизинцам, учить по желанию :
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири.
Распушили пёрышки,
Греются на солнышке.
Продолжи предложения:
Нужно помочь перезимовать воробьям, синицам, …
Кошки охотятся за воробьями, …
Нарисуй столько красных кружков, сколько в слове слогов:
Дятел
Синица
Ворона
Воробей
Снегирь
Убери лишнее слово:
Воробей, ворона, ласточка, голубь;
Корм, кормушка, кормить, карман.
Лексическая тема: «НОВЫЙ ГОД»
Нарисовать в тетради ё лочные украшения: два синих шара и три разноцветных флажка; ответить на вопросы словосочетаниями:
Что? – два синих шара и три разноцветных флажка;
Нет чего? — ….
Радуешься чему? — …
Видишь что? — ….
Доволен чем? — ….
Говоришь о чём? -…
Ответить на вопросы:
Игрушки для украшения ёлки – какие? (ёлочные)
Шары из стекла – какие? ….
Флажки из бумаги – какие….
Зайцы из пластмассы – какие? ….
Флажки разных цветов – какие? ….
3. Какое слово короче:
Снег – снежок, снежок – снежинка, маска – маскарад, ёлка – хоровод, Снегурочка – снежинка.
4. Отхлопать ритмический рисунок четверостишия (каждый слог) :
К нам на ёлку, ой-ё-ёй,
Дед Мороз пришел большой,
Дед Мороз, Дед Мороз,
Он подарки нам принёс. (учить по желанию)
5. Пересказ рассказа:
Наступила долгожданная зима. Выпал снег. Скоро Новый год. Нарядили пушистую ёлку. На праздник пришёл Дед Мороз со Снегурочкой. Дед Мороз принёс в мешке подарки. Дети пели и плясали. Им было весело!
Желаю успехов в работе!