Елена Овчинникова
Моделирование образовательного процесса с учетом ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Моделирование образовательного процесса с учетом ФГОС дошкольного образования
(Консультация для воспитателей)
В настоящее время педагогическому коллективу необходимо разработать модель организации образовательного процесса в возрастных группах в соответствии с ФГОС и образовательной программой своего дошкольного учреждения.
На этом этапе важная роль отводится методической деятельности. Что необходимо сделать?
• разработать план по введению ФГОС и обновлению образовательного процесса;
Темочки:
• проанализировать определить достаточный и необходимый уровень профессиональной компетентности педагогов на основе профессионального стандарта «Педагог»;
• обозначить особенности каждого педагогического сообщества, определить роль и место их в методическом сопровождении внутри целостной системы методической работы;
• организовать инновационную и внедренческую деятельность в образовательной организации, с целью повышения качества образовательного процесса.
• В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» он должен обладать компетенциями, условно разделенными на три пространства деятельности:
• Общепедагогическая функция. Обучение.
• Воспитательная деятельность.
• Развивающая деятельность.
В каждом из трех пространств деятельности конкретизируются «трудовые действия», «необходимые умения», «необходимые знания» и «другие характеристики».
Основаниями для моделирования образовательной работы могут являться: региональная политика в области оптимизации деятельности образовательных организаций;
• образовательная программа организации, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и Примерной образовательной программой.
• приоритеты в содержании образовательного процесса, учет образовательных запросов потребителей образовательных услуг;
• условия, созданные в организации для реализации Программы, (кадровые, научно - методические, психолого-педагогические, созданные и гибко меняющиеся предметно-пространственные среды)
Каковы основные принципы устанавливает ФГОС ДО?
• поддержки разнообразия детства;
• сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
• полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
• создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
Что является отличительной особенностью Стандарта?
Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
В настоящее время дошкольное образование населению Российской Федерации предоставляется в различных моделях и формах, значительно различающихся и по условиям осуществления образовательного процесса, и по содержанию дошкольного образования. Вариативность дошкольного образования имеет ряд негативных последствий (осуществление образовательного процесса в условиях, не адекватных возрасту детей дошкольного возраста. ФГОС ДО осуществляет нормативно-правовое регулирование содержания, условий и результатов дошкольного образования в объеме, обязательном для всех учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Т. е. стандарт будет задавать нижнюю допустимую границу как создания условий для осуществления образовательного процесса, так и результатов освоения основной общеобразовательной программы.
Что является основными целями ФГОС ДО?
• обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
• обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;
• сохранения единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.
Какие требования выдвигает новый ФГОС ДО?
Стандарт выдвигает три группы требований:
1. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;
2. Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, которые включают в себя:
2.1. требования к психолого- педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования :
2.2. к развивающей предметно-пространственной среде;
• предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
• Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
- свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
2.3. к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
2.4. к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
2.5. к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
3. Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.
Содержание Программы должно охватывать следующие ОО:
1. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
2. Познавательно-речевое развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
3. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
4. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
5. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выготского такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. Взаимодействие педагога с ребенком – центральный процесс в образовании детей дошкольного возраста. В процессе этого взаимодействия у ребенка Происходит развитие способов (средств) действия• Развивается познавательная мотивация и увлеченность• Развиваются и транслируются культурные нормы – в том числе, нормы• взаимодействия с другими людьми Педагог подбирает средства развития (методы, формы, материал, тем самым Возникают (не возникают) индивидуальные образовательные траектории• В нормативном контексте необходимо оценивать тип взаимодействия взрослых с детьми как основное условие развития в дошкольном возрасте Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми (Н. А. Короткова) : 1. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; 2. Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения) 3. Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
4. Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе). Основные позиции обновления организации образовательного процесса : Комплексно - тематическая модель организации образовательных содержаний.
• Тема выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально- образной форме; реализуется в разных видах детской деятельности (тематический день, неделя, месяц) Предметная среда гибко меняется в соответствии с содержанием – темой. Образовательный процесс направлен не только на расширение осведомленности
• ребенка об окружающем, важны воспитательные цели, ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала. Выстраиваются партнерские взаимодействия взрослого с ребенком. Предъявляются высокие требования к общей культуре воспитателя и к его творческому потенциалу. Формы образовательной деятельности : Программные цели и задачи дошкольного образования реализуются при
• комплексно- тематическом планировании (тематический час, день, тематическая неделя и т. д.) и организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы. Формы и методы выбирает педагог самостоятельно в зависимости от контингента
• детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. Примеры форм организации двигательной детской деятельности: Подвижные игры с правилами
• Подвижные дидактические игры
• Игровые упражнения, игровые ситуации
• Соревнования, досуги
• Ритмика, аэробика, детский фитнес
• Спортивные игры и упражнения.
• Аттракционы
• Спортивные праздники
• Гимнастика (утренняя и пробуждения)
• Организация плавания и др.
• Основные позиции обновления организации образовательного процесса : Профессиональное взаимодействия педагогов с детьми
• Психологическое сопровождение образовательного процесса
• Четкая организация взаимодействия специалистов
• Создание эффективных механизмов социального партнерства с семьями
• воспитанников. Ребенок в пространстве семьи (ориентация на семью и ценности семейных отношений) Активное взаимодействие с различными социальными институтами: учреждениями культуры, спорта и т. д. Дошкольная педагогика отошла от формулировки «работа с родителями» и поставила перед педагогами задачи - установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей. Эти отношения определяются понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие", под которыми подразумевается двусторонний процесс, ориентированный на повышение педагогической культуры родителей, их включение как полноправных партнеров в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Ключевые задачи обновления образовательного процесса с учетом ФГОС ДО : 1. Наполнить жизнь ребенка интересным содержанием. 2. Творческий подход к отбору содержания, на основе интеграции, с использованием разнообразных методов и приемов. 3. Широкое включение в образовательный процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций. 4. Вариативность в отборе тем, форм, средств, методов, (новизна и разнообразие). 5. Исключение формализма, шаблонности, излишнего дидактизма. 6. Внимательное, тактичное отношение к ребенку, его возможностям