Папки-передвижки

Взаимодействие семьи и ДОО на современном этапе: новые ориентиры и традиционные ценности

Ирина Петрюк
Взаимодействие семьи и ДОО на современном этапе: новые ориентиры и традиционные ценности
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация. В статье раскрывается примеры взаимодействия семьи и дошкольных учреждений в плане воспитания дошкольников. В статье отмечено, что в настоящее время детский сад выступает посредником, помощником в воспитании детей, а ответственность за воспитание подрастающего поколения в первую очередь возлагается на родителей. Особый упор сделан на то, чтобы вовлекать семьи в жизнь детского сада, выявлять у них заинтересованность к проявлению данной инициативы и при этом пропагандировать традиционные семейные ценности.

Темочки:

Ключевые слова. Новые ориентиры, традиционные духовно-нравственные ценности, информационные технологии.

«Ребёнок – зеркало семьи :

как в капле воды отражается солнце,

так и в детях отражается нравственная

чистота отца и матери»

В. А. Сухомлинский

В сегодняшнем мире, где глобализация и пересмотр семейных взглядов на воспитание детей и внутрисемейных отношений влияют на общество, проблема сохранения и передачи традиционных ценностей приобретает особую значимость. В этом свете семья, образовательные учреждения и, в первую очередь, ДОО, играют ведущую и значимую роль, и через их тесное взаимодействие с учётом единых взглядов и требований в воспитательном процессе детей можно эффективно поддерживать и распространять традиционные ценности среди подрастающего поколения. Традиционные ценности в нашей стране считаются важнейшей духовной опорой, фундаментом и залогом успешного совершенствования государства. В связи с этим в России особое внимание уделяется традиционной семье, устоям которой насчитывается уже много веков. Любовь и внимание родителей есть основа духовно-нравственного воспитания и развития личности ребёнка. Учитывая значимость семьи и традиционных ценностей в крепости государства, президент нашей страны В. В. Путин объявил 2024 год Годом семьи в России.

В нашей стране в государственном законодательстве много говорится о значении и укреплении традиционной семьи. В Указе Президента Российской Федерации от 8 ноября 2022 года [4] были утверждены основы государственной политики по сохранению и укреплению российских духовно-нравственных ценностей и дано определение традиционным ценностям : они рассматриваются как нравственные ориентиры для формирования мировоззрения граждан России. Традиционные ценности передаются из поколения в поколение, являются основой общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны [2]. В процесс формирования традиционных ценностей включены и такие важные составляющие, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, историческая память и преемственность поколений, единство народов России и др.

Современные стратегии по дошкольному образованию нашли отражение в Федеральной образовательной программе дошкольного образования (от 25 ноября 2022 г. N 1028, которая нацелена на формирование традиционных духовно-нравственных ценностей в едином федеральном образовательном пространстве воспитания и обучения детей от рождения до поступления в школу [3].

Но именно базовой опорой для формирования традиционных ценностей в системе воспитания ребёнка имеет семья. В семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире, добре и зле, культуре взаимоотношений между людьми, нормах нравственности, любовь к труду. Воспитанием детей в традиционном понятии занимались многие учёные по семейному воспитанию, как, например, Н. Н. Баркова, А. В. Карпенко. Анализируя их труды, можно отметить, что главной целью воспитания в семье является нравственность, что на современном этапе чуждо почитателям западного воспитания, где размыта грань между родителями, где слов «папа» и «мама» нет, а просто «родитель 1» и «родитель 2». Изучение российского педагогического наследия показывает, что главными ориентирами воспитания являются : духовно-нравственный образ жизни, служение своему отечеству и творческий труд. Эти ориентиры семейного воспитания являются актуальными и в настоящее время. Этих ориентиров придерживаются и в воспитании и обучении дошкольников в ДОО.

Если говорить о взаимодействии семьи и ДОО в вопросах о новых ориентирах и традиционных ценностях, то педагоги оказывают родителям квалифицированную помощь в их решении. Большинство детей дошкольного возраста посещают в нашей стране дошкольные учреждения и по характеру своей деятельности педагоги детского сада находятся в тесном контакте с родителями (законными представителями) детей.

Взаимодействия педагогов ДОО и родителями (законными представителями) строятся на основе партнёрства с переходом от обычного общения по обмену информацией о ребёнке к межличностному общению в форме диалога. Такие контакты помогают более тесно приобщать родителей к жизни детского сада, помогают им находиться в гуще событий учреждения, чаще интересоваться жизнью своего ребёнка в детском саду, в котором он, по сути, проводит большую часть своего дошкольного детства. Владение данной информацией поднимает авторитет родителя в глазах ребёнка, а участие в жизни детского сада как, например, участие в различных акциях, фотовыставках, выставках, спортивных мероприятиях детского сада, муниципалитета. Главное, чтобы желание сотрудничества педагогов ДОО и родителей было обоюдным и было направлено для достижения общих целей по воспитанию всесторонне развитий культурной личности. Как отмечает Т. Д. Красова: «Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом» [2].

В работе с родителями педагогами ДОО в ходе определены наиболее эффективные формы взаимодействия с родителями в плане приобщения к традиционным ценностям. Это:

- информационно-аналитические формы (опросы, анкетирование);

познавательные формы (родительские собрания, круглые столы, консультации, беседы, консультации, педагогическая библиотека);

наглядно-информационные формы (оформление буклетов, листовок, выпуск газет, фотовыставки, демонстрация видеофрагментов организации занятий и др.);

досуговые формы (конкурсы, викторины, развлечения, театрализованные постановки с участием детей и родителей, участие в выставках).

Также применяются и инновационные формы и методы работы. Это:

игровые технологии;

информационно-коммуникативные технологии;

мультипликация;

технология проблемного обучения;

исследовательская деятельность.

Так как мы живёт в информационном поле, то информационные технологии применяются и в работе с родителями. Это коммуникации через сайт детского сада, мессенджеры WhatsApp, Telegram, ВКонтакте и др. Современные средства коммуникации позволяют оперативно консультировать родителей, привлекать их к участию в различных интернет-конкурсах различного уровня.

Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Эти задачи по-новому определяют работу ДОО с семьей : от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства – составляющих успешной социализации ребенка.

Всем хорошо известно, что образовательное пространство является для ребёнка воспитательно-образовательной средой, которую составляют семья и детский сад. Для того, чтобы ребёнок получил определённый социальный опыт, который ему передадут детский сад и семья, требования, предъявляемые ему должны согласованными. Только в этом случае воспитание дошкольника будет полноценным. Современные процессы демократизации в системе образования, его инновационные идеи и вариативность обучения подвели к тому, что созрела необходимость решения проблемы взаимодействия семьи и дошкольной организации. В принятой новой Концепции взаимодействия семьи и ДОО красной линией проходит идея о том, что ответственность за воспитание детей несут непосредственно родители ребёнка и они являются его первыми воспитателями, а социальные институты оказывают лишь помощь, поддержку, дополняют их воспитательную деятельность. Если ранее считалось, чт о семейное воспитание должно превращаться в общественно, то на современном этапе новые ориентиры говорят о том, что семейное воспитание должно быть приоритетным и поэтому необходимо пересмотреть отношения ДОО и семьи. Т. е., данные отношения теперь называются «сотрудничество», которое построено на партнёрских отношениях педагогов и родителей, выработке единых целей и требований в воспитании и обучении детей; использование определённого воспитательного потенциала и возможностей всех сторон данного процесса; постоянный контроль результатов работы. Исходя из этого, можно сказать, что в настоящее время позиция ДОО поменяла свои приоритеты в работе с семьёй : в детском саду не только воспитывают дошколят, но и оказывают консультативную помощь родителям (законным представителям) в вопросах воспитания, просвещают их в области педагогики и психологии детской, а родители в свою очередь делятся секретами семейного воспитания, теми семейными традициями, которые у них приняты в семье.

Во взаимодействии ДОО и семьи необходим доброжелательный, располагающий к общению стиль общения. Именно от того, каким будет тон общения и частота общения, зависит отношение семьи к педагогам группы, к детскому саду в целом. Необходимо педагогу быть хорошим психологом, чтобы оказать психологическую поддержку родителю в плане воспитания или поведения ребёнка, чтобы помочь ребёнку, при этом найти к каждому индивидуальный подход. Так же необходимо педагогам ДОО выступать не с позиции наставника, а с позиции сотрудничества, проявлять заинтересованность в разрешении возможных семейных проблемах семьи, которые могут отразиться на психологическом состоянии самого ребёнка. В работе с родителями необходимо так же постоянно искать новые формы и направления работы, которые могут привлечь внимание родителей, проявить у них заинтересованность к сотрудничеству, применять в работе как традиционные формы работы, так и инновационные. Необходимо активно включать родителей в образовательный процесс ДОО. Это может быть организация экскурсии, поход, проведение мастер-классов по обучению рукоделию/ремеслу, ведение кружковой работы кем-то из родителей. Интересно и познавательно для родителей будет посещение образовательного процесса в детском саду или наблюдение за проведением режимных моментов, чтобы в дальнейшем использовать в общении/воспитании со своими детьми те же приёмы и методы, что использует педагог в своей работе. В то же время педагоги не всегда одобряют незапланированные посещения родителей, принимая их за контроль за деятельностью педагога. Но по мере установления сотрудничества все шероховатости в нём должны пройти.

«Традиции ….

В них – мудрость наших предков

Традиции …

В них времени печать.

Традиции – прекрасное наследие.

Его мы будем детям завещать.» (И. Некрасова).

Воспитание ребенка - это сложный, многогранный, ответственный процесс, который объединяет в себе все сферы человеческой жизни. Не надо забывать, что вся жизнь каждого человека строится на основе семьи. Семья – это главное место, где происходит развитие наших детей, закладываются общечеловеческие ценности, такие как любовь и уважение, чувство патриотизма, доброта и т. д. Необходимо приобщать детей к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи. Без взаимопомощи родителей и педагогов детского сада невозможно обеспечить решения поставленной задачи в полной мере [6]. Родители являются бессменными лидерами и авторитетами для своих детей, а педагог только лишь помогает воспитывать подрастающее поколение. Идеальным условием для гармоничного развития личности ребенка будет являться единство требований семьи и образовательной организации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дементьева И. Ф. Методологические принципы семейного воспитания в современном мире : Социальная педагогика 2015. № 3. URL : https://cyberlenibka.ru./article/n/metodologicheskie-printsipy-semeinogo-vospitaniya-v-sovremennom-mire (дата обращения 20.09.2024 г.)

2. Красова Т. Д. Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. №26. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-semeynyh-tsennostey-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения 18.09.2024 г.)

3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847) [Электронный ресурс] URL : https://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044 (дата обращения 18.09.2024 г.)

4. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей” [Электронный ресурс] - URL : https://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019

5.https://www.teacherjournal.ru/categories/22/articles/6985

6.https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/klassnyy-chasvajnost-semeynyh-cennostey-.16596483684/

Публикации по теме:

Фотоотчет о проведении тематической недели «Традиционные ценности в культуре разных народов России»Фотоотчет о проведении тематической недели «Традиционные ценности в культуре разных народов России» Непосредственно-образовательная деятельность "Развитие речи". Рассказывание русской народной сказки "Хаврошечка" по мнемотаблице. Дидактическая.

Внедрение новых форм работы с родителями — фактор успешного взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе Вниманию читателя предложены новые современные формы взаимодействия с семьями воспитанников, апробированные в работе дошкольного учреждения.

Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания»Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания» Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания.» Цель: воспитание гражданина.

Мастер-класс по изготовлению объёмной поделки-аппликации «Семейные ценности» ко Дню СемьиМастер-класс по изготовлению объёмной поделки-аппликации «Семейные ценности» ко Дню Семьи Для формирования всесторонней личности и будущего гражданина очень важно дать ребёнку понятия о важности семьи в жизни человека, о семейных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие семьи и ДОО на современном этапе: новые ориентиры и традиционные ценности
Опубликовано: 17 декабря 2024 в 10:01
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие семьи и ДОО на современном этапе: новые ориентиры и традиционные ценности» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Петрюк (УИ 195875) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 января 2025 понедельник
Черно-белые пингвины — удивительный народ!
Всероссийская акция «Серая шейка» - считаем уток вместе с детьми!
21 января 2025 вторник
Устраиваем день обнимашек в детском саду



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД