Медведева Оксана Владимировна
Передача семейных ценностей поколений: работа с детьми, родителями (законными представителями), взаимодействие с социумом
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольной педагогике семья, как правило, рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребенка. Наш детский сад традиционно оказывает помощь родителям в воспитании детей в процессе взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. Однако в рамках этой деятельности не всегда можно сформировать у дошкольников адекватные представления о семье. Детей необходимо знакомить с семьей и родословной, как с явлением общественной жизни, ее назначением и особенностями, начиная с самого раннего возраста на доступном их пониманию уровне.
Публикация «Передача семейных ценностей поколений: работа с детьми, родителями (законными представителями), взаимодействие с социумом» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семейные традиции. Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Основные цели задачи работы – это содействовать возрождению традиций семейного воспитания, сплочению родителей и детей; выработать действия : сохранять семейные традиции, создание семейной летописи; воспитывать чувство любви к своей семье и гордости за нее, чувство уважения к родителям; развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной; развивать интерес к истории своей малой родине, отчизне.
Современные программы, как комплексные, общеразвивающего характера, так и специализированные, посвященные ознакомлению детей с окружающим миром или нравственно-патриотическому воспитанию, включают задачи формирования у старших дошкольников интереса к своей родословной.
Наш коллектив поставил задачу «Проследить взаимосвязь задач нравственного и умственного воспитания дошкольников при ознакомлении с семьей и родословной как явлением общественной жизни». Не всегда эта тематика встречает понимание и одобрение со стороны родителей, иногда она расценивается как вмешательство детского сада в личную семейную жизнь. Воспитателям приходится объяснять родителям, что главное в ознакомлении ребенка с семьей в условиях детского сада – это воспитание любви и уважения к родным и близким.
У молодых родителей мало педагогических знаний, воспитание в семье осуществляется в основном стихийно. Молодые родители не осознают, что они духовно отдалены от своих детей, какими невосполнимыми потерями в становлении растущей личности оборачивается дефицит общения с родителями. Совместная работа педагогов, родителей и детей сплачивает их друг с другом, создается особая форма общения, которая обозначается как доверительный деловой контакт. Только на основе этой достигнутой доверительности возникает потребность у родителей поделиться сведениями о семье, о ребенке, что является главным условием успешной работы с семьей. Работа по данному направлению позволит сплотить детей и родителей, а также педагогов ДОУ.
Почитать и уважать предков, хранить память о них - раньше это было едва ли не священной обязанностью каждого. Сейчас мало кто знает о своих дальних родственниках, хотя интерес к семейным корням начинает расти. Постепенно приходит осознание того, что сохранить свое имя в истории рода, можно лишь отдавая дань уважения предкам, которым каждый обязан жизнью. В этом может помочь очень полезная и познавательная область знания - генеалогия (наука о родственных связях).
Предметом изучения науки являются не только связи, но и сам ЧЕЛОВЕК.
Изучая историю рода, человек лучше понимает историю страны, узнает культурные обычаи и традиции разных эпох.
Многие сотрудники детского сада из династии педагогов, поэтому им тем более важно изучение генеалогического древа своей семьи и познакомить детей с родословной. Я сама из династии педагогов. Придя работать, в наше дошкольное учреждение мне было очень интересно узнать, что здесь также работают люди, продолжающие педагогическое наследие своей семьи, чьи династии внесли значимый вклад в развитие педагогики нашего края.
В нашей стране в недавнем времени не признавалось прошлое. Из памяти народа вычеркивались великие имена и события. И во многих семьях старались забыть о своих предках, уничтожались семейные реликвии, архивы, фотографии, поэтому во многих семьях дети не знают ничего о своих предках.
Так как мы активно сотрудничаем со школами нашего микрорайона, то мною было проведено небольшое исследование. Я предложила учащимся среднего звена и старшеклассникам заполнить простую родословную схему. Выяснилось, что многие могут написать во втором и третьем поколении только имена родственников, многим потребовался звонок близким, чтобы выяснить фамилии или даты. До 4 колена членов семьи знали лишь 4 человека из 20 участников эксперимента. 2 из них ранее участвовали в проектах и конкурсах по данной тематике.
Поэтому работу в данном направлении нужно начинать как можно раньше. Мы посчитали, что уже со второй младших групп имеет смысл начать составлять с детьми семейные альбомы или буклеты о семье.
Проводя беседы и консультации с родителями удалось выяснить, что для многих решающим шагом к составлению собственной родословной являются заслуги предков, значимость и весомость фамилии, стремление более детально выяснить свою причастность к тем или иным семейным династиям.
Оформление результатов поисков бывает самым разнообразным, родители и дети проявляют свою выдумку, творчество и фантазию. В результате получаются замечательные работы : альбомчики с генеалогическим древом рода, большой плакат с фотографиями бабушек, дедушек и т. д. Многие отметили, что эти работы станут семейной реликвией, тем пособием – на котором ребенок сможет увидеть наглядно своих близких родственников.
За период работы по данному направлению воспитатели и специалисты ДОУ участвовали в конференциях семейной, педагогической, социо-культурной, духовно-нравственной и гражданско-патриотической направленности.
Работа всех служб ДОУ направлена на обеспечение эффективного взаимодействия с родителями в целях оптимизации воспитания и развития детей в условиях Учреждения и семьи.
Для того чтобы провести мониторинг значения воспитания ребенка в семье его родителями, а также бабушками и дедушками, были разработаны и предложены : «Семейная анкета» для родителей (законных представителей, беседы, праздники и развлечения.
Семейные мероприятия являются традиционными в нашем ДОУ: «Дни открытых дверей», когда родители имеют возможность посмотреть на педагогический процесс изнутри, приобщится к традициям воспитания в ДОУ; круглые столы, в тематику которых так же планируется включение новых тем («Моя родословная»; «Ты и твое имя»; «Моя семья» и др.
Для воспитанников 1 младшей группой наиболее доступным способом приобщения к семейным ценностям может быть использование пальчиковых игр, например, «Моя семья»; малых фольклорных форм, например, потешек или поговорок. Пословицы и поговорки подходят и для детей дошкольного возраста.
Для детей старших групп можно использовать анкетирование, в которое входят следующие вопросы: Как ты думаешь – «что такое семья?», «Перечисли всех членов своей семьи», «Какие традиции есть в вашей семье?». Старшие дети очень любят отгадывать загадки, особенно сложные.
ИКТ позволяют расширить знания по данной теме: мы используем интерактивный материал и презентации: «Родословная главных символов русской державности», «Родословная нашей страны или «Откуда есть пошла Русская земля?», «Моя родословная», «Изучение родословной» и т. д., виртуальные экскурсии.
Родители (законные представители) так же активно принимают участие подготовке и проведении Дня города, Дня семьи и т. д. Это также способствует нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
К сожалению не все родители активно включаются в работу по изучению родословной, истории и традиций семьи, но благодаря проектам мы стараемся привлечь как можно больше семей.
Постоянными являются и групповые и общесадовские выставки поделок и рисунков, в том числе и о семье.
8 июля в России уже несколько лет празднуется День Семьи, Любви и Верности. Хотелось бы каждый год проводить семейные праздники, проекты и выставки к этому дню.
Родителям (законным представителям) мы всегда рады предложить литературу, рекомендации и пособия по семейному воспитанию.
Для родителей (законных представителей) информация о мероприятиях, тексты памяток и рекомендации представлены также на сайте ДОУ. Открыта обратная связь для ответа на все интересующие вопросы, запись на консультации к специалистам. Для родителей, затрудняющихся в вопросах создания родословной и изучения истории семьи, возможны индивидуальные консультации старшего воспитателя. Кроме того, заинтересованные родители могут создать электронный вариант родословной, найти родственников на специализированных сайтах, которые помогут разобраться и правильно составить схему рода. Например, сайт «Семейная летопись», девиз которого – «Сохраните историю Вашей семьи для потомков!».
Итак, данная работа по ознакомлению дошкольника с семьей и родословной только еще в самом начале.
Предполагаемый результат :
1. Возрождение традиций семейного воспитания.
2. Применение родителями педагогических знаний о воспитании детей в семье.
3. Развитие партнёрских отношений в семье.
В планах: презентации семей в творческой гостиной «Папа, мама, Я – дружная семья!», показ открытых занятий на данную тему - и конечно, награждение самых активных семей.
Литература и источники:
1. Мартышин В. С. Твоя Родословная: Учебное пособие по изучению истории семьи и составлению родословной (серия «Духовно-нравственные основы семьи»). Приложение к журналу «Воспитание школьников». Вып. 12. – М. : Школьная пресса, 2000.
2. Савенкова С. Р. Моя родословная. / Гимназия им. А. С. Пушкина Тропа к поэту (сборник второй). – Н. Новгород: ООО «РИГ АТИС», 2001. – 172 с.