Светлана Горецкая
Взаимодействие с родителями воспитанников в период адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие с родителями воспитанников в период адапта ции
На сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению действительно актуальна. Цель такой работы: привлекать родителей ребенка к сотрудничеству для создания единых подходов в воспитании, развивать их педагогическую компетентность, помогать им находить ответы на интересующие вопросы по воспитанию детей, помочь проявить искреннюю заинтересованность родителей ребенка в прохождении успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.
Публикация «Взаимодействие с родителями воспитанников в период адаптации» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Как известно, адаптация – это процесс вхождения дошкольника в новую среду, его возможность приспособиться к тем условиям, в которых он оказывается. Повышение приспособительных возможностей ребенка, обогащение его социальных контактов очень существенны для формирования личности ребенка.
Процесс адаптации оказывается сложной ситуацией не только для ребенка, но и для родителя.
Для того чтобы адаптация ребенка к новым условиям прошла максимально спокойно и быстро, родителям необходимо как можно больше знать об особенностях этого достаточно сложного периода. Именно поэтому мы можем использовать в своей работе педагогические рекомендации Л. В. Белкиной, которая предлагает следующие формы организации общения педагогов и родителей :
1. Информационно-аналитические (анкетирование). Основной задачей является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
2. Познавательные (беседы, родительские собрания). Способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи.
3. Наглядно-информационные (папки, наглядные формы педагогической пропаганды, консультации, алгоритмы «Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», «Я умываюсь»). Решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Взаимодействие родителей и педагогов носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества.
Взаимодействие с родителями осуществляется на основе следующих принципов:
• Системность, четкая целенаправленность и плановость;
• Дифференцированный подход к взаимодействию с родителями;
• Возрастной характер взаимодействия с родителями;
• Открытость и доброжелательность.
Адаптация – длительный процесс, включающий в себя два больших этапа, каждый из которых имеет свои собственные цели и задачи.
Первый этап – подготовительный. Он начинается с первого общего собрания родителей, которое проводится ещё до поступления и прихода детей в группу. На этом собрании родители знакомятся с ДОУ, с персоналом группы, им рассказывают о текущих задачах и традициях учреждения. Показывают, как работать с сайтом ДОУ, на котором родители могут получить нужную им информацию о плане проведения мероприятий для вновь поступающих детей в ДОУ: мастер - классах, консультациях, беседах, тренингах, практикумах. Наша работа с родителями нацелена на то, чтобы развить их педагогическую компетентность, помочь семье найти ответы на интересующие их вопросы по воспитанию детей, привлечь родителей к сотрудничеству в плане поиска единых подходов в деле воспитания. Проводится экскурсия по помещениям ДОУ.
Родителей знакомят с возрастными особенностями детей и причинами, вызывающими стрессовое состояние, им дают рекомендации по подготовительным мероприятиям, которые в дальнейшем помогут малышам спокойно влиться в новую, особенную жизнь детского сада.
Второй этап адаптационного периода – прием детей в группу. Для чего проводится второе родительское собрание.
На собрании родители получают информацию о режиме работы воспитателей и группы, необходимости постепенного вхождения ребенка в новые условия жизни. Родителям разъясняют, что у каждого ребенка свои сроки адаптации, что они зависят от его индивидуально – типологических особенностей, а также от того, насколько серьезно его подготовили к этому этапу жизни. Особое внимание родителей обращается на то, что для успешного прохождения этого периода просто необходимы слаженные действия окружающих его взрослых людей, как воспитателей, так и родителей.
Даются рекомендации по профилактическим мерам подготовки детей (сбалансированный рацион питания, витаминизация, обработка носоглотки, щадящий режим в домашних условиях и т. д., родителям объясняют, почему все же дети могут заболеть.
Мы, воспитатели, рекомендуем с первых дней прихода детей в дошкольное учреждение сформировать у них безбоязненное, спокойное и положительное отношение к детскому саду. Даем советы родителям, как правильно вести себя с ребенком, чтобы не вызвать у него тревоги, напряжения, сформировать положительное отношение к воспитателю, как к доброму и интересному взрослому; быть помощником воспитателю в решении текущих задач.
Вот определенные рекомендации для родителей :
- Домашний режим необходимо привести в соответствие с режимом группы детского сада.
- Ввести в рацион питания новые для ребенка блюда и ознакомиться с разработанным меню детского сада.
- Дома необходимо обучать ребенка всем навыкам самообслуживания: одеваться, раздеваться, умываться, вытирать руки, проситься на горшок, самостоятельно кушать, пользуясь ложкой.
- Одежда должна быть удобна для ребенка данного возраста.
- Обязательно расширять у ребенка "социальный горизонт", он должен общаться со сверстниками на игровых площадках, ходить в гости к друзьям, гулять по городу с родителями, оставаться ночевать у бабушки и т. д. При таком опыте, у ребенка исчезнет боязнь общения со сверстниками и взрослыми.
- Прививать ребенку желание идти в детский сад, формировать у него положительную установку.
- Обеспечить эмоциональную поддержку со стороны родителей : необходимо говорить, ребенку, что его любят, брать на руки, обнимать. Если родители будут спокойно и с положительными эмоциями относиться к такому важному событию, как посещение малышом детского сада, то процесс адаптации будет протекать наименее болезненно.
- Необходимо избегать обсуждения при ребенке проблем, волнующих родителей, которые связаны с детским садом.
- Неукоснительно соблюдать дома режим дня в период адаптации, необходимо в выходные дни больше гулять, а эмоциональную нагрузку важно снизить.
Срок адаптационного периода напрямую зависит от индивидуальных особенностей малыша. Если ребенок любознателен, коммуникабелен и активен, то его адаптационный период проходит относительно легко и быстро. Если малыш невозмутим, медлителен, любит уединение с игрушками, а громкие разговоры и шум ровесников его раздражают, несмотря на то, что он умеет сам одеваться и "ходить на горшок", он все равно отстает от всех, всё делает очень медленно. Всё это, конечно же, откладывает свой отпечаток на его взаимодействие с окружающими. Для такого малыша необходим более длительный срок адаптации.
Консультации и беседы формируют у родителей доверие к воспитателям. Они уверены в том, что они не только выполняют их просьбы по поводу одежды ребенка, питания и сна, медицинских и закаливающих процедур, но и активно проводят его воспитание и развитие. В свою очередь, родители стараются принимать наблюдения и пожелания педагога к сведению, внимательно прислушиваться к его советам.
В детском саду при построении работы по адаптации детей раннего возраста, активно используются различные игры, которым нужно стараться научить и родителей. Основная задача игры в этот период – создание доверительных отношений с каждым из детей, формирование у детей положительного отношения к детскому саду, стабилизация эмоционального состояния.
По словам В. А. Сухомлинского «. есть особые качества души у настоящего воспитателя, и на первом месте – умение проникнуть в духовный мир ребенка». Эти качества души в полной мере должны раскрыться в воспитателе при общении со вновь поступившими детьми и их родителями.