Юлия Балашова
Взаимодействие с родителями в процессе адаптации ребёнка в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – уникальный и важнейший период для ребенка. Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании. Каким будет человек, в большей степени зависит от этого периода. Мы стремимся к тому,чтобы воспитание маленьких детей было ориентировано в первую очередь на личностные,индивидуальные, возрастные особенности ребёнка. Это значит,что взрослые в процессе общения с ребёнком обеспечивают ему :чувство психологической защищенности; доверие к миру; эмоциональное благополучие, развитие его индивидуальности. Нужно обеспечить ребёнку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств: он должен видеть,слышать, трогать руками,пробовать на вкус, обонять различные предметы окружающего мира – как можно шире и разнообразнее.
Публикация «Взаимодействие с родителями в процессе адаптации ребёнка в детском саду» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
Целью работы в этот период было: создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребёнка в дошкольное учреждение, путём взаимодействия детского сада с родителями.
Одно из условий успешной адаптации – это готовность родителей к тому, что ребенок пойдет в детский сад, поэтому начиная работу с родителями, вновь пришедших детей опирались на традиционные педагогические методы:
1. Проведение родительского собрания.
2. Анкета-знакомство.
3. Раздача памяток с рекомендациями по подготовке ребёнка к адаптационному периоду.
4. Оформление родительского уголка (консультации, папки-передвижки).
5. Наблюдение за родительским отношением к малышу.
6. Организация предметно-развивающей среды.
7. Беседы.
Родители приходят в детский сад встревоженные, переживающие по поводу того, что смогут ли понять, принять, полюбить их ребенка чужие люди, ведь для каждого родителя ребенок – это огромная ценность. Мы всегда встречаем детей и родителей с улыбкой, выражаем свою заинтересованность, беседуем о том, что их беспокоит в состоянии здоровья, поведении, развитии ребенка.
В период адаптации необходимо учитывать состояние здоровья, уровень развития, возраст малыша, достаточное количество дневного сна, соблюдение правильного режима дня.
Для успешной адаптации ребенка советуем родителям :
- рассказать ребёнку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему нужно, чтобы малыш пошел в детский сад.
Например, детский сад – это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми, там маленькие столики, маленькие кроватки, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети кушают, гуляют, играют.
- надо стараться дома соблюдать режим дня, предусмотренный в детском саду.
- :не создавать у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объяснять, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Мамы должны сказать малышу: «воспитатель не сможет одеть сразу всех детей, тебе придется не много подождать.»
- чаще гулять с ребенком на детской площадке, давать ребенку возможность учиться самому разрешать конфликты, находить выход из ситуации; научить знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по именам, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки.
- играть с ребенком дома в детский сад, начиная от бытовых процессов (кормление, одевание, сон, до игр и занятий, роль ребенка может выполнять сам ребенок или какая-нибудь игрушка.
- приучать детей к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.
• самостоятельно садиться на стул;
• самостоятельно пить из чашки;
• пользоваться ложкой;
• активно участвовать в одевании, умывании.
- убедить ребёнка в том, что ему будет интересно и комфортно в детском саду.
- никогда не пугать ребенка детским садом.
- в период адаптации эмоционально поддерживать малыша. Теперь родители проводят с ним меньше времени, компенсировать надо это качеством общения, чаще обнимать ребенка, сказать малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится!»
Наблюдая за детьми, впервые переступившими порог дошкольного учреждения, мы отметили некоторые закономерности.
Ребенок 1,5-2-х лет не испытывает потребности общения со сверстниками, оно пока не сформировалось. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому ребенок не может быстро адаптироваться к детскому саду, так как сильно привязан к маме, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
Дети 1,5-2-х лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в раннем возрасте. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации к детскому саду. Нередко боязнь новых людей и ситуаций приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
Исследуя эти закономерности адаптационный период можно разделить на несколько этапов:
Подготовительный - его следует начинать за 1-2 месяца до приема в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям. В процессе подготовительного этапа необходимо особое внимание уделить рациону питания малыша, необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности.
Основной (на этом этапе в работу включается педагог) т. к. главная задача этого этапа- создание положительного образа воспитателя. В этот период родители должны установить с воспитателем доброжелательные отношения, рассказать воспитателю об особенностях своего ребёнка. Имея полную информацию о ребёнке, воспитатель быстрее поймет его и установит контакт.
Заключительный – ребёнок начинает посещать детский сад.
Первое время визит в детский сад длится не более часа. Постепенно время пребывания ребенка в детском саду увеличивается.
Со второй недели адаптации ребенок завтракает и остается на 2-3 часа.
Следует знать, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие малыша, затем восстанавливается его аппетит, а последнюю очередь – сон. Проявления детей чисто индивидуальны, поэтому кому-то можно предложить пообедать в группе раньше, а кому-то - позже. Напоминали родителям, что к дневному сну следует возвратиться домой, чтобы не нарушать длительность и характер сна каждого из адаптирующихся детей. Если самочувствие ребенка хорошее, то предлагали остаться в детском саду на дневной сон. Предварительно выясняли, с чем и как любит засыпать ребенок дома (помогает ли ему песенка, засыпает ли малыш с любимой игрушкой). За некоторое время до дневного сна показывали детям кроватки. «Смотри, эта кроватка ждет тебя. И подушка приготовилась и одеяло красивое, мягкое. Поспишь в своей кроватке? А я посижу рядом с тобой.»
После сна родители забирали ребенка домой. Последний шаг – родителям предлагали оставить ребенка на целый день с утра и до вечера.
Сгладить адаптационный период помогали игры, направленные на эмоциональное воздействие ребенка со взрослым. Эмоциональное общение возникало на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. В данный период нужны индивидуальные и фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.
Игры с водой;
• Игры с песком;
• Пальчиковые игры;
• Игры с дидактическими игрушками;
Формируем эмоциональную отзывчивость с помощью :
Чтение стихов;
1. Рассказывание сказок;
2. Пение песенок, потешек;
3. Слушание музыки;
4. Рассматривание игрушек, книжек, картинок;
5. Наблюдение за объектом природы;
Развиваем движения с помощью :
Игровые упражнения;
1. Подвижных игр;
2. Музыкальных игр;
3. Воспитываем культурно-гигиенические навыки.
Первые шаги очень трудны. Но мы помогаем малышу приобрести необходимые знания, дающие уверенность в своих силах, тепло, ласку, любовь, радостное восприятие окружающего мира. Необходимо только научиться говорить на языке детей.
Такое вхождение в детский сад дает положительный эффект: дети легче привыкают к новой обстановке, меньше болеют, возникает доверие между родителями и воспитателями.