Наталья Шихалева
Взаимодействие с родителями при работе над образовательными проектами
▼ Скачать + Заказать документы
Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия.
Основная цель всех форм взаимодеи ствия ДОУ с семьеи – установление доверительных отношении между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Публикация «Взаимодействие с родителями при работе над образовательными проектами» размещена в разделах
Сегодня возрастают требования к семье как институту воспитания и развития ребенка. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в детском саду воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно изменить за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ.
Основное условие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования- налаживание партнерского взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нё м говорится: «Детство обеспечивается – и это главное – поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка».
Взаимодействие ДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из проблем решения этого вопроса – поиск новых, рациональных форм работы ДОУ с семьей. Внедрение инноваций в работе ДОУ – важное условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования, и здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого – объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания и обучения ребенка.
Участвуя в проектах, ребенок привыкает находить выход из трудной ситуации. В детском саду проекты могут быть только взросло - детскими. В таких проектах принимают участие и дети, и родители, и воспитатели, и специалисты ДОУ.
Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими научными понятиями и категориями как «проект», «деятельность», имеющими разноплановый характер. Проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и образование. Проектная деятельность – форма учебно-познавательной активности учащихся, заключающейся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели. Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х гг. : Б. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, С. Т. Шацкого, Е. Г. Кагарова, М. В. Крупениной. Педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой. Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели (Киселева Л. С., Данилина Т. А., Пахомова Н. Ю.). Проектная деятельность развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, ориентироваться в информационном пространстве, работать в коллективе, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.
Воспитатели знают, что обычно замысел дошкольника опережает его возможности и ребенку необходимо помощь взрослого, поэтому к реализации проектной деятельности привлекаются родители. Совместное выполнение замысла ребенком и его родителями укрепляет детско- родительские отношения. В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Атмосфера игры и фантазии позволяет сбросить механизмы самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу. Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения. Вовлеченность в проект позволяет всем членам семьи стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. В такой ситуации родитель становится привлекательным партнером по общению, возникает общее настроение энтузиазма всех участников проекта.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ С СЕМЬЕЙ
С каждым годом все более заметной стала тенденция разделения функций воспитания в семье и образовательном учреждении. Педагоги сетуют на то, что родители не уделяют должного внимания своему ребенку. Родители в свою очередь считают, что их ребенок не получает того, что они ожидали от данного образовательного учреждения. Именно с такой ситуацией я столкнулась, начиная свою педагогическую деятельность.
Далеко не все родители компетентны в вопросах воспитания и развития ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят заниматься воспитанием и обучением ребенка, другие не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно, четвертые – уверены, что они достаточно грамотны в вопросах воспитания собственного ребенка.
Приобретая опыт педагогической работы, я поняла, что необходимо выстраивать диалог педагогов и семьи на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи. Необходим поиск новых, нетрадиционных форм сотрудничества с родителями, основанных на принципе единства воспитательных воздеи ствии.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняются формы и направления работы детского сада с семьей. Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, на основе изучения особенностей семей. Работа начинается с анализа социального состава родителей, уровня компетентности в вопросах воспитания, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы, которые помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Помимо традиционных форм работы мы стали активно использовать инновационные формы и методы сотрудничества:
"круглый стол" по любой теме;
семейные спортивные встречи;
почта доверия
родительская гостиная, клуб;
дни открытых дверей;
сайт ДОУ
нетрадиционные формы родительских собраний,
мастер-классы,
совместные праздники, досуги, развлечения, чаепития, выставки
организация совместной трудовой деятельности и др.
При реализации таких форм взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Преимущества такой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы:
- появляется положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей
- учитываются индивидуальности ребенка
- родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте направление развития ребенка
- укрепляются внутрисемейные связи
- появляется возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии с семьей явно происходят. Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.
Изучив методическую литературу и познакомившись с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, мы убедились, что очень эффективным методом сотрудничества педагогов, детей и родителей является “метод проектной деятельности”.
Проектный метод носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети и педагоги ДОУ, а также родители, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.
Мы ставили цель- сделать родителей активными участниками образовательного процесса, оказав им помощь в воспитании и развитии детей.
Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:
Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада.
Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.
Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях
На первых этапах работы не все родители активно включались в реализацию проектов, ссылались на занятость и нехватку времени. Но позже они поняли, как это важно для самого ребенка, потому что еще одним из приоритетных направлений в методе проектов является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.
За два года в нашей группе было реализовано много проектов. Представляем самые интересные из них.
1. Самым первым нашим проектом был «Давайте познакомимся».Данный проект направлен на сплочение ребенка с родителями.
Цель: Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений.
2. Следующий наш проект, реализованный в детском саду «Волшебный мир театра».Наши воспитанники приняли в нем активное участие, хотя детям было 2 года.
Цель: Формирование у детей и родителей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности; пополнение театра инвентарём и реквизитами с помощью родителей (костюмы, маски, ширма); обогащение развивающей среды.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности и стремлению к познанию нового. Выступления на сцене способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Занятия театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир.
3. Проект, который стал для нас самым интересным, а для детей и родителей самым полезным-«Моя мама воспитатель».
На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала достаточно изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступали в общественные учреждения. Мы решили предложить родителям стать активными участниками образовательного процесса, дать родителям возможность оценить особенности педагогической деятельности.
Цель: Всестороннее развитие детей посредством активного включения родителей в совместный процесс образования.
4. С целью реализации годовой задачи учреждения, духовно-нравственного становления детей, воспитания патриотических чувств, было решено создать в группе музей русской избы. Работа осуществлялась через реализацию проекта «Русская изба».
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к культуре русского народа посредством знакомства с основами русской избы. Данный проект пополнил знания детей о культуре и быте предков, помог прикоснуться к наследию русского народа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.
Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде и сплочению педагогов, детей и родителей. Реализуя проектный метод, мы отметили, что качественно изменился стиль общения родителей с ребенком, которые стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в развитии дошкольников.
В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.
Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка, повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей, созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду. Родителям это необходимо, для того чтобы научиться понимать ребенка, воспитателям - чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Все мы только выиграем оттого, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с детским садом.