Ирина Сарапина
Взаимодействие педагога с детьми в процессе проведения дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры и занятия дадут хороший результат лишь в том, если воспитатели ясно представляют, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности организации этих занятий на ступени младшего дошкольного возраста.
Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития.
Публикация «Взаимодействие педагога с детьми в процессе проведения дидактических игр» размещена в разделах
Развитие сосредоточенности и способности к подражанию – необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая должна быть решена во время занятий, тем более что не все дети в равной мере овладевают этими качествами.
Вызывая подражании своим действиям и словам, воспитатель учит детей внимательно присматриваться, вслушиваться, понимать и в меру своих возможностей делать то, что от них требуется.
Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, воспитатель закладывает первое начало в развитии такого важного качества, как любознательность. Получая пищу для своего ума, маленький ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им. На занятиях ребенок приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаниями. Он многое узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала, научится их сравнивать, появится интерес к анализу и обобщению. Развиваются и совершенствуются его восприятие и ощущения.
Показывая, рассказывая детям, воспитатель раскрывает перед ними мир доступных для их понимания явлений природы и труда старших, знакомит со средствами передвижения. Понять все эти явления ребенок не может без поясняющего слова взрослого. Поэтому на занятиях ставится задача – научить детей слушать и понимать обращенную к ним речь и самим пользоваться речью.
Дидактические игры и занятия имеют определенное значение в нравственном воспитании детей. У них постепенно вырабатывается умение действовать в среде сверстников, что вначале дается нелегко. Сначала ребенок приучается делать что-то рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушек и сам не отвлекаясь. Затем он привлекает к совместной с другими детьми деятельности : вместе рассматривать игрушки, картинки, животных, вместе отвечать, замечать, узнавать, действовать. Зарождается интерес к действиям другого ребенка, радость общих переживаний.
Во время занятий постепенно формируется некоторая сдержанность, организованность, целенаправленность поведения, достижение результата вызывает чувство радости. У детей формируются навыки осторожного пользования игрушкой, картинкой и бережного отношения ко всему, что его окружает. Начинает формироваться отношение к окружающему, чувства, интерес к действиям и поручениям, желание участвовать в общей деятельности, добиваться положительного результата. во время дидактических игр и занятий не должны быть забыты и задачи нравственного воспитания.
Занятия имеют значения и для эстетического воспитания маленьких детей. Подбор и оформление дидактического материала, игрушек, картинок должны служить целям воспитания хорошего вкуса, любви к прекрасному. Содержание некоторых занятий прямо направлено на выполнение задач художественного воспитания: слушание сказок, потешек, стихов, музыки и т. п. Поэтому очень важно, чтобы музыкальный и литературный материал был художественным.
При проведении дидактических игр и занятий воспитателю надо помнить, что нельзя переутомлять детей, всегда необходимо следить за правильной позой ребенка, за его состоянием, восприятием предложенного материала.
Очень важно помнить, что дидактические игры и занятия должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, результату, умению произносить слова, фразы, предложения, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени младшего дошкольного возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.