Шукшина Анна Федоровна
Дистанционное обучение родителей «Адаптация детей к ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
«Адаптация детей к ДОУ»
Автор проекта: воспитатель Шукшина А. Ф.
Адаптация – это процесс приспособления организма на социальном, физическом и психическом уровне. В 90-х годах государством было принято решение о закрытии групп раннего возраста с тем, чтобы воспитанием детей занимались самые близкие для люди (мама, папа, бабушка, дедушка). Но оказалось, что эта мера не оправдала себя, так как многие родители не имеют специального педагогического образования, и воспитание детей было пущено на самотёк.
Публикация «Дистанционное обучение родителей „Адаптация детей к ДОУ“» размещена в разделах
В последние годы увеличилось количество детей, поступивших в ДОУ в более раннем возрасте (с 1,5 лет). И это послужило причиной того, что сейчас уделяется большое внимание процессу адаптации детей.
Когда ребёнок поступает в детский сад, он попадает в новые условия. Меняются режим дня, питания, температура помещения, характер общения. Всё это приводит к изменению поведения ребё нка: нарушается его аппетит, ухудшается эмоциональное состояние.
У некоторых детей происходит потеря уже имеющихся навыков. В период адаптации многие дети болеют; основная причина – это состояние эмоционального дискомфорта, что приводит к снижению сопротивляемости организма.
Характер адаптации зависит от возраста ребёнка. Наиболее трудно приспосабливаются к новым условиям дети до 1,8 – 2 лет. В этом возрасте начинают формироваться устойчивые привычки, а возможностей для их перестройки ещё нет.
После двух лет адаптация происходит быстрее, так как изменяется подвижность нервных процессов. Малыши более любознательны, их можно заинтересовать. Однако дети одного и того же возраста по-разному привыкают к новым условиям. Это зависит от индивидуальных особенностей нервной системы.
На характер адаптации оказывает влияние и то, из каких условий ребёнок приходит в детский сад, что меняется в его жизни. Часто режим изменяется полностью – тогда ребёнок легче привыкает, если режим в семье соответствует его возрасту.
Основные факторы, облегчающие процесс адаптации : сформированность у ребёнка навыков самообслуживания, приученность к режиму дня, организация педагогического процесса в первые дни вхождения ребёнка в ДОУ в соответствии с теорией привязанности (это особый врождённый вид эмоционально тёплых отношений между ребёнком и матерью).
Для этого пребывание мамы в группе в первые дни должно быть постоянным, затем постепенно сокращаться, и последний этап – полное её отсутствие.
От педагога во многом зависит, как будет происходить адаптация. Для эффективного прохождения адаптации ребёнок должен быть расположен к педагогу. Чтобы чётко соблюдался режим дня, деятельность детей осуществляется планово.
Пребывание детей должно быть содержательным и насыщенным. Очень важное условие – правильно созданная развивающая среда. Для того чтобы облегчить процесс адаптации, работу надо начинать до поступления ребёнка в детский сад. При составлении списков родители должны познакомиться с воспитателем, узнать все интересующие их вопросы. Проводится анкетирование
(о состоянии здоровья, эмоциональном состоянии, о взаимоотношениях ребёнка в семье (общение) и познавательных процессах).
Основные этапы в адаптационный период : анкетирование родителей; родительское собрание; создание медико–психолого–педагогической службы; правильное формирование группы (пребывание по графику, не более трёх детей в неделю).
Адаптация может протекать быстро и длительно. Исходя из этого, её разделяют на три этапа (степени); от 5-7 дней – средняя; от 14 дней до 2 месяцев и более – тяжёлая степень.
С момента поступления ребёнка в детский сад на него заводится лист адаптации, где указываются настроение, аппетит, сон, активность в игре, речи, взаимоотношения с детьми, взрослыми.