Самовикова Татьяна Сергеевна
Взаимодействие нейропсихологии и психологии
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие нейропсихологии и психологии.
Актуальность проблемы.
В последнее время все чаще медики, психологи, дифектологи отмечают тенденцию к увеличению численности детей с недоразвитием психологического и соматического характера. Это проявляется в нарушении саморегуляции, повышении риска возниконовения неврозов, агрессивности, возбудимости или истощаемости. В совокупности данные проявления ведут к эмоционально- личностной и когнитивной уязвимости, затрудняют ппроцесс обучения и социализации. Следовательно, возникает вопрос: «Как помочь ребенку с нейропсихологическими нарушениями на базе дошкольного учреждения?» На помощь сппециалистам пришла детская нейропсихология.
Публикация «Взаимодействие нейропсихологии и психологии» размещена в разделах
Нейропсихология детского возраста — наука о формировании мозговой организации психических процессов человека. Данная наука, основоположником которой является А. Р. Лурия, находится на стыке психологии и нейронауки. С точки зрения нейропсихологического подхода, большинство вышеперечисленных проблем среди детей во многом связано с нарушениями взаимодействия функционирование головного мозга с психическими процессами в следсствии с проявлением так называемого «дисгенетического синдрома» : внутриутробной и/или возникшей в младенчестве дисфункции, органической или функциональной, наиболее рано созревающих подкорковых (в первую очередь стволовых, ростральной частью которых является гипоталамо-диэнцефальная область) структур головного мозга.
Нейропсихологическая диагностика — это психологический метод на основе нейропсихологических проб (специальные задания, рисунки, рассматривание картинок, составление рассказов и ответы на вопросы).
Нейропсихологическое тестирование позволяет:
• понять актуальную картину сформированности мозговых структур;
• обнаружить причины трудностей поведения и обучения;
• определить степень готовности ребёнка к школьному обучению;
• прогнозировать возможные трудности в обучении в школе;
• получить рекомендации, как развивать ребёнка, на что обращать внимание.
Пройти такое обследование полезно любому ребёнку от 5 лет (особенно перед школой, чтобы знать, как готовить ребёнка, на что делать акцент) и до 9 лет (младший школьный возраст, когда обнаруживаются трудности в обучении).
В каких случаях следует проводить нейропсихологическую диагностику? Если ребенок:
• пишет, рисует левой рукой;
• имеет проблемы с памятью;
• медлителен или излишне активен;
• плохо усваивает учебный материал;
• не может описать картинку,скопировать рисунок;
• мало ползал или не ползал совсем;
• с трудом высиживает 15 минут на одном месте;
• двигает ногами, языком, когда пишет и рисует;
• невнимателен, часто отвлекается, быстро устаёт;
• пропускает, заменяет буквы, пишет их зеркально;
• имеет повышенный или пониженный тонус;
• имеет в анамнезе ММД, СДВГ, ЗПР, ЗРР;
• у него дизартрия, дисграфия, дислексия, дискалькулия.
Желательно проводить её в первой половине дня, чтобы ребёнок не был усталым, а также не болел. Перегрузка и сниженный иммунитет сказываются на результатах диагностики — картина становится необъективной, ребёнок вероятнее всего покажет низкие результаты.
Родителям необходимо заполнить достаточно подробный анамнез — историю развития ребё нка: беременность, роды, 1-й год жизни.
Нейропcихoлогические коррекционные занятия должны строиться по принципу замещающего онтогенеза.
Oсновная цель занятий — воздействуя на сенсомоторный уровень и учитывая общие закономерности естественного развития ребёнка, активизировать развитие всех высших психических функций и особенно проблемных, отстающих сфер.