Елена Щедрова
Модели для обучения детей составлению повествовательных рассказов по картине
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР является важнейшей задачей коррекционно-воспитательной работы., т. к. - это умение чётко, последовательно излагать свои мысли.
Исследования учёных показали, что дети с ОНР при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах: наглядность, моделирование плана высказывания.
Для обучения детей составлению повествовательных рассказов по картине, я предлагаю использовать следующие модели:
1. Модели, помогающие детям освоить структуру рассказа.
а) Модель "Птичка"
Публикация «Модели для обучения детей составлению повествовательных рассказов по картине» размещена в разделах
На листе картона изображена птица, разделённая на 3 части. Голова изображает начало рассказа, туловище - основную часть, хвост - конец рассказа. Данная модель может быть использована для анализа детских рассказав (индивидуальные "птички" для каждого ребёнка, ребёнок слушает рассказ товарища и выкладывает на столе "птичку").
б) Модель "Круг"
Распространённой моделью является круг, разделённый на 3 неравных части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа. (Исследования Н. Смольниковой)
2. Модель, помогающая детям последовательно, логически правильно строить свой рассказ, не пропуская смысловых звеньев.
Данная модель может быть использована в качестве плана рассказа.
1 - Какое время года?
2 - Какая погода?
3 - Деятельность детей, взрослых, животных, их взаимоотношения.
4 - Настроение героев картины.
3. Модели могут быть использованы для того, чтобы дети в своих рассказах употребляли эпитеты, сравнения, давали характеристику героям, месту события.
а) Модель "Ладошка"
На листе картона изображена ладошка. В центре её помещается картинка с изображением героя картины (например. зайца). Дети подбирают слова, характеризующие героя (каждый пальчик - слово). Заяц - трусливый, длинноухий. ловкий. быстрый.
Данная модель нацеливает детей на употребление подобранных слов в своих рассказах.
б) Вариант - модель "Солнышко".
На листе картона изображается "солнышко". Каждый лучик - определённая характеристика героя. (автор - О. Ушакова)
4. Модель для самоанализа и анализа детских рассказов.
1 - Сохранена ли структура рассказа?
2 - Громко или тихо рассказывал?
3 - Употреблял ли в речи интересные слова, давал ли характеристику героям?
4 - Рассказывал эмоционально или вяло, сухо? Интересно ли было слушать рассказ?
При выборе моделей необходимо учитывать этап обучения, программные задачи, индивидуальные особенности детей.