Получи документы

Взаимодействие ДОУ с семьей: традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями

Екатерина Семенова
Взаимодействие ДОУ с семьей: традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями
▼ Скачать + Заказать документы

Взаимодействие ДОУ с семьей : традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями.

В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центр этой перестройки стоит гуманизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями, основанные на принципе единства воспитательных воздействий.

Публикация «Взаимодействие ДОУ с семьей: традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями» размещена в разделах

В основе новой концепции семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные структуры призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты научных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь и открытость наружу».

Придать дошкольному учреждению открытость значит сделать педагогический процесс более гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями.

Открытость детского сада — это вовлечение родителей в образовательный процесс. Родители могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Одни родители с удовольствием примут участие в выставке, другие помогут с ремонтом, третьи примут участие в эпизодическом мероприятии.

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего дети. И не только потому что они узнают что-то новое. Важно другое — они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап и мам, бабушек, которые оказываются так много знают, умеют, так интересно рассказывают. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер своей помощи, а иногда просто поучиться.

Основной целю всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей является установление доверительных отношений между детьми, родителями, педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг в другом своими потребностями и совместно их решать

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Поэтому педагогу необходимо создавать условия для развития положительный черт развития личности, привлекать к этому внимание родителей. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетенции, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта).

В условиях открытого детского сада родители имеют возможность прийти в группу, понаблюдать чем занят ребенок, поиграть с детьми.

Педагоги не приветствют такие визиты, принимают их за контроль, проверку своей деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада изнутри начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек, тесная умывальная комната и др.) и тогда вместо претензий к педагогу у них вознивает желание помочь, принять участие в улучшении условий. А это первые ростки сотрудничества. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Также важным результатом таких посещений является то, что у родителей есть возможность изучить своего ребенка в непривычной для них обстановке, подметить как он ведет себя, как общается со сверстниками. Идет невольное сравнение не отстает ли он в развитии, запускается рефлексивная деятельность: все ли я делаю как надо, почему у меня получаются иные результаты воспитания, чему надо поучиться.

Линии взаимодействия педагога с семьей не остаются неизменными. Ранее предпочтение отдавалось непосредственному воздействию педагога на семью, поскольку во главу угла ставилась задача научить родителей как надо воспитывать детей. Такую сферу деятельности педагога называли «работа с семьей». Для экономии сил и времени «обучение велось в коллективных формах (на собраниях, коллективных консультациях). Сотрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе строны имеют что сказать друг другу относительно конкретного ребенка тенденций его развития. Отсюда — поворот к взаимодейсвию с каждой семьей, следовательно предпочтение индивидуальных форм работы (индивидуальные беседы, консультации, посещение семей).

Взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания, называется дифференцированным подходом.

Есть еще одна линия воздействия на семью — через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами. Например, в группе ведется подготовка к святочным колядкам, дети готовят украшения, подарки, при этом кто — то из родителей расспросит педагога о предстоящих развлечениях, предложит свою помощь.

Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей, спортивные развлечения, чаепития.

Работа ДОУ с семьей должна строиться на основных принципах педагогики.

Принципы взаимодействия с родителями :

- Осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку с уважением относиться к родителям;

- Помнить о том, что ребенок уникальная личность, поэтому недопустимо сравнивать его с другими детьми;

- Воспитывать у детей уважение к родителям и взрослым

учитывать пожелания родителей, высоко ценить их участие в жизни группы.

- Учить с уважением относиться к тому, что создастся самим ребенком (рассказ, песенка, лепка, рисунок);

- Организовывать в процессе индивидуального общения с родителями обсуждения вопросов связанных с воспитанием и развитием детей;

- Проявлять понимание и деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.

Взаимодествие педагогов и родителей осуществляется в основном через:

• приобщение родителей к педагогическому процессу

• расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения.

• пребывание родителей на занятиях в удобное для них время.

• создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей и детей.

информационно — педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой.

• разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей

• объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка, эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка

• появление терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции.

• Уважительнве взаимоотношения семьи и образовательные учреждения.

Авторитарные методы «воспитания» родителей лучше исключить. Следует заинтересованно и с любовью к ребенку взаимодействовать с родителями. Что бы у воспитателей и родителей нашлось время для такого взаимодействия, его надо специально организовать. Каждое направление развития ребенка предполагает особые содержания и формы общения воспитателей с родителями, в процессе которых и будет повышаться их психолого — педагогическая культура.

Таким образом, очевидно, что семья и детский сад в хронологическом ряду связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке к школе.

Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями, идет перестройка системы дошкольного воспитания и в центре этой перестройки стоит гуманизация педагогического процесса.

Работа с семьей — важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач:

-установление единства в воспитании детей;

-педагогическое просвещение родителей;

-изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;

-ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.

Этой задаче должна быть подчинена вся работа, проводимая в дошкольном учреждении с семьей. Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых — родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений.

Обязанностью воспитателей дошкольного учреждения является оказание родителям помощи в овладении знаниями о ребенке, закономерностях его развития и путях воздействия на него с целью всестороннего гармонического развития, подготовки к обучению в школе.

Основная цель всех форм и видов деятельности ДОУ с семьей — установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Таким образом, использование нетрадиционных форм совместно с традиционными формами взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями.

Публикации по теме:

Формы работы с родителями. Практическая работа с семьёй Цель. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает обмен мыслями,чувствами,переживаниями;направлено на повышение педагогической культуры.

Фотоотчёт о мероприятии для детей раннего возраста с участием родителей «Физкультура с мамами»Фотоотчёт о мероприятии для детей раннего возраста с участием родителей «Физкультура с мамами» Автор: Сидоренко Татьяна Анатольевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад № 14" г. Воркуты, Республика Коми. В настоящее время взаимодействие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие ДОУ с семьей: традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями
Опубликовано: 25 марта 2014 в 14:55
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие ДОУ с семьей: традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Семенова (УИ 137396) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД