Ольга Патрикеева
Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и семьи в интересах развития личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и семьи в интересах развития личности ребенка
Подготовила: воспитатель
МДОУ-детский сад №35 "Вырастайка"
Патрикеева О. В.
Термин "воспитание" имеет два смысла: узкий и широкий. В узком смысле воспитание означает целенаправленный процесс передачи ребенку системы представлений, понятий и норм поведения с помощью определенных методов.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
В широком смысле воспитание есть воздействие на человека всей системы общественных отношений, в том числе и семьи, детского сада, школы и т. д. И в том и в другом случаях психологи видят сущность воспитания в постепенном переводе внешних регуляторов активности ребенка (делай то-то и так-то) во внутренние (делай то, что считаешь нужным, и так, как тебе этого хочется).
Современная психология представляет воспитание двусторонним процессом — с одной стороны, ребенок усваивает готовый социальный опыт, с другой стороны, он сам активно включается в социальную среду.
Таким образом, воспитание всегда предполагает активность воспитуемого. В процессе воспитания расширяется круг того, что ребенок умеет делать, увеличивается объем общения, развивается самосознание — открытие своего "я".
В семейной педагогике надо стараться не забывать о разносторонности формирования ребенка, надо иметь четкую систему целей воспитания, реализовать эти цели в комплексном плане, который должен быть конкретным. Надо поставить семейную педагогику на научную основу, осуществлять ее с учетом особенностей ребенка. И, наконец, вести воспитание строго согласованно с другими участниками семейного и общественного педсовета. А чтобы воспитание было успешным, надо соблюдать следующие условия:
семья должна выступать как единое целое, психологическая общность;
необходимо сохранять нормальный семейный микроклимат;
поддерживать оптимальный воспитательный климат;
в каждой семье должна быть четкая система воспитательных воздействий, а не "сиюминутное воздействие".
Чтобы воспитать Человека нужно:
Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя, и будет работать.
Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.
Не пытаться "лепить" своего ребенка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нем личность, а не объект воспитания.
Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.
Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.
Нельзя:
Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.
Относиться к ребенку как к Сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.
Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили,— он вас об этом не просил.
Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.
Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).
Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.
Перекладывать ответственность за воспитание на учителей, методические рекомендации, бабушек и дедушек.
Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнения. В последние годы к дошкольным учреждениям предъявляются повышенные требования. Десятилетие назад наше государство всячески подчеркивало социальную функцию дошкольного учреждения - освобождение женщины-матери для участия в общественном производстве. Поэтому при оценке работы дошкольного учреждения в качестве важнейшего показателя фигурировали данные о заболеваемости детей, о количестве пропущенных ими дней (а значит, вынужденной нетрудоспособности матери).
Возрастание роли образования, которое наблюдается во многих странах мира, в том числе и в нашей стране, меняет отношение к дошкольным учреждениям.
Теперь во главу ставится педагогическая функция дошкольного учреждения : как воспитывают, чему учат, насколько успешно готовят к школе. Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию, дошкольное учреждение должно пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути более сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив дошкольного учреждения перед необходимостью искать в лице семьи союзника, единомышленника в воспитании ребенка.
Следует отметить, что педагоги дошкольных учреждений не всегда проникаются сознанием важности и необходимости сотрудничества с семьей. Многие, особенно молодые специалисты, рассуждают примерно так: "Меня учили разным наукам, как понимать ребенка, как его обучать, воспитывать. Я воспитываю ребенка правильно, на научных основах, он находится в детском саду с утра до вечера. Поэтому не страшно, если родители воспитывают не совсем правильно: они и видят-то его считанные часы". Нередко почти так же думают и родители: "Ребенок мой, я его знаю лучше всех, понимаю, значит, и воспитываю сама. А в детском саду - лишь бы ничего не случилось, был бы цел и невредим". Таким образом, две стороны, очень близкие дошкольнику, родители и педагоги, пытаются воспитывать автономно, независимо друг от друга. Хороших результатов это не дает. В воспитании маленького ребенка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, в решении каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья, и в решении каких, основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании, в приобщении ребенка к спорту возможности семьи значительно выше, чем возможности детского сада. Зато детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей и др.
Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное -ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость). Такое доверие само по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание - и картина психологии доверия будет достаточно полной.
Мировая статистика убеждает, что современное семейное воспитание не столь эффективно, полноценно, как должно быть. Поэтому во многих странах разрабатываются специальные программы, направленные на повышение педагогической культуры семьи, воспитание супругов как родителей. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений в сотрудничестве дошкольного учреждения и семьи. Психолого-педагогическое просвещение родителей сегодня осуществляется многими средствами: с помощью радио, телевидения, популярной литературы о воспитании, поэтому психолого-педагогическое просвещение родителей, осуществляемое дошкольным учреждением, должно иметь целевую направленность. Так, специфика работы воспитателя ясельной группы с семьей диктуется, прежде всего, психофизиологическими особенностями детей раннего возраста: быстрое развитие малыша требует своевременного изменения задач воспитания и обучения, перестройки методов и приемов педагогической работы. В содержание психолого-педагогического просвещения родителей необходимо включать вопросы охраны жизни, укрепления здоровья малыша, создания условий для правильного физического развития. По вопросам адаптации ребенка к условиям общественного воспитания, гигиенического ухода, рационального питания, закаливания, режима дня, массажа, гимнастики родителям рекомендации дает не только воспитатель, но и медицинские сотрудники детского сада. Причем советы и рекомендации должны быть не вообще о детях, а о конкретных Саше, Лизе.
Итак, решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлекали родителей в образовательную работу детского сада.