Папки-передвижки

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в рамках обеспечения эмоционального благополучия детей младшего д. в

Гучанова Ангелина Сергеевна
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в рамках обеспечения эмоционального благополучия детей младшего д. в
▼ Скачать + Заказать документы

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в рамках обеспечения эмоционального благополучия детей младшего д. в

А. С. Гучанова

МБДОУ №141, воспитатель

Россия, Нижегородская обл., г. Дзержинск; e-mail : anghielina.sidorova.91@mail.ru

В статье раскрывается роль взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в обеспечении эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста. Определяются направления и условия эффективного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Публикация «Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в рамках обеспечения эмоционального благополучия детей младшего д, в» размещена в разделах

Ключевые слова: взаимодействие, эмоциональное благополучие, семья, дети младшего дошкольного возраста.

Эмоциональная жизнь ребенка начинается с младенчества. Изменения происходят на протяжении всей жизни в соответствии с социальными условиями, в которых оказывается ребенок. Главная задача педагога и родителя – воспитывать эмоциональные состояния ребенка, научить ребенка контролировать их, так как они возникают вследствие определенных ситуаций и отличаются своим многообразием, частой сменяемостью [7]. Планомерное развитие психоэмоциональной сферы ребенка должно происходить лишь с учетом его психофизиологических и индивидуальных особенностей с опорой на определенный возрастной этап. Эмоциональная жизнь и благополучие развиваются в процессе воспитания и обучения, накопления непосредственно своего личного жизненного опыта.

Проблема обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста остается одной из актуальных и ранее получила освещение в работах Л. А. Абрамян, М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, А. Д. Кошелевой, В. И. Перегуда, И. Ю. Ильиной, Г. А. Свердловой, Е. П. Арнаутовой, И. М. Слободчикова, Г. А. Урунтаевой.

По мнению И. М. Слободчикова, «эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи» [1, с. 512].

В случаях отсутствия ощущения психологической безопасности у ребенка могут появляться признаки стрессового состояния: отсутствие полноценного сна, постоянная усталость, обидчивость и агрессия без причины, упрямство, рассеянность, не сосредоточенность, отсутствие уверенности в себе, отсутствие аппетита или наоборот, в недержании мочи и т. д. [5].

Г. А. Урунтаева под эмоциональным благополучием понимает совокупность таких качеств как: чувство уверенности, защищенности, которые способствуют нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, а по отношению к другим - доброжелательного отношения. Сходную точку зрения имеют и такие исследователи как, А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, И. Ю. Ильина, Г. А. Свердлова и Е. П. Арнаутова. Согласно их пониманию, эмоциональное благополучие имеет природу комфортно-эмоциональную, устойчиво положительную, являющуюся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности и стиль переживаний стрессовых ситуаций, познавательную и эмоционально-волевую сферу, отношения со сверстниками [2].

Многочисленные исследования ученых доказали, что недостаток в жизни ребенка эмоциональных стимулов пагубно сказывается на его эмоциональном состоянии. Потребность в любви и эмоциональной привязанности к кому-то – одна из самых главных потребностей, которая способна провоцировать не только определенное поведение, но и влиять на дальнейшую жизнь малыша. Конечно, малыш должен «купаться» в любви, заботе, ласке, чувстве того, что он нужен и важен для родителей.

Проанализировав значения понятия «эмоциональное благополучие», можно выделить основные его показатели, такие как:

- отношение ребенка к себе и окружающим сверстникам, взрослым;

- общее положительное эмоциональное состояние;

-способность ребенка к определению эмоциональных состояний окружающих, сопереживать им и проявлять эти чувства вербально и невербально.

Большую роль в обеспечении эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста оказывают следующие факторы:

- состояние здоровья ребенка;

- особенности взаимодействия ребенка с теми взрослыми, которые его окружают в дошкольной образовательной организации;

- особенности взаимодействия ребенка со сверстниками;

- эмоциональная обстановка и уклад жизни в дошкольной образовательной организации;

- обстановка в семье ребенка [4].

Эмоциональное благополучие является показателем оптимальности общего развития ребенка и его психического здоровья и безопасности. Из-за отсутствия ощущения психологической безопасности у ребенка могут появляться признаки стрессового состояния: отсутствие полноценного сна, постоянная усталость, обидчивость и агрессия без причины, упрямство, рассеянность, не сосредоточенность, отсутствие уверенности в себе, отсутствие аппетита или наоборот, в недержании мочи и т. д. [5].

Первостепенную роль в обеспечении эмоционального благополучия ребенка играет именно семья. Наряду с семьей важным фактором обеспечения эмоционального благополучия является общество сверстников, общение с которым происходит в дошкольных учреждениях. Существенную роль в этом процессе играют и педагоги, которые осуществляют дифференцированный подход к воспитанию детей, направляют их взаимоотношения.

Работа по эмоциональному благополучию будет успешной, если взрослый, по отношению к ребенку, будет проявлять эмоциональную выразительность и доброжелательность, улавливать частые изменения в настроениях ребенка свойственных этому возрасту и понимать их причину. Одним из важных условий, при работе с детьми младшего дошкольного возраста является отношение к ребенку как к самоценной личности: взрослые должны понимать и принимать тот возрастной период, в котором находится малыш, не должны стремиться ограничить ребенка в деятельности, создавать рамки для того, чтобы «развить малыша не по годам», давая ему слишком сложные задания, от выполнения которых у малыша явно не будет никакого чувства удовольствия.

Чтобы малыш младшего дошкольного возраста был эмоционально благополучен и счастлив от проведенного со взрослым занятия, он должен свободно осуществлять как индивидуальную, так и совместную со взрослым деятельность, при этом чувствовать поддержку и помощь от взрослого. Ребенка не ограничивают строгими правилами, он рисует, играет, слушает сказки по собственному желанию и получает от этого удовольствие, его радует сам процесс и получаемый от деятельности итог. В такой непринужденной обстановке происходит постепенное и интересное для ребенка познание мира, сопровождаемое характерным наличием у детей младшего дошкольного возраста таких качеств как инициативность и самостоятельность.

Работа педагогов по обеспечению эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста должна включать: развитие навыков сотрудничества со взрослыми через навыки практического взаимодействия и повышение игровой инициативы, навыков ситуативно - делового общения; активное включение младших дошкольников в деятельность с различными предметами, игры. При этом педагоги должны учитывать возрастные особенности детей, склонность к частым изменениям настроения, конфликтность в общении со сверстниками из-за неумения установить контакт с другими детьми [3].

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации, которые не могут заменить друг друга. Поэтому для достижения успешности в обеспечении эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста необходимо взаимодействие этих социальных институтов. Особенно важно сотрудничество детского сада и семьи в нынешней ситуации, когда произошло изменение многих традиционных ценностей, включая семейные. Взаимодействие детского сада и семьи в обеспечении эмоционального благополучия должно осуществляться по направлениям, предложенным Л. В. Гильмановой:

1) аналитическое направление предназначено для выявления эмоционального состояния малышей, теоретических знаний родителей об эмоциональном благополучии и путях его достижения;

2) познавательно – просветительское направление позволяет организовать просветительскую работу с родителями и дать им представления о понятии эмоционального благополучия, методах и средствах, условиях необходимых для его достижения детьми;

3) направление совместной досуговой деятельности играет важную роль при налаживании контакта между всеми участниками образовательного процесса: педагогами и родителями, родителями и их детьми, педагогами и детьми;

4) наглядно - информационное направление представляет собой набор наглядных форм взаимодействия (папки-передвижки, презентации, видеофрагменты и т. д., с помощью которых будет осуществляться процесс обеспечения эмоционального благополучия;

5) направление интернет-сотрудничества, целью которого является просветительская работа с семьей, информационная поддержка семьи, привлечение семьи к активному сотрудничеству по вопросам эмоционального благополучия [6].

Необходимо заметить, что результат возможен только при проведении комплексной, полноценной и регулярной работы по обозначенным направлениям взаимодействия с родителями с применением разнообразных форм работы: родительских собраний, консультаций, лекций, бесед, памяток, опросов, тренингов, досуговых мероприятий, проведение видеоконференций, рассылка информации в чатах социальных сетей возможно обеспечить эмоциональное благополучие воспитанников.

На основе положений М. Н. Недвецкой по организации работы с родителями, можно строить работу и с родителями детей младшего дошкольного возраста с целью обеспечения их эмоционального благополучия [6] :

- анализирование педагогического опыта (обсуждение научно – популярных достоверных сведений из методической литературы по проблеме адаптации малышей к детскому саду, эмоциональному благополучию и их взаимосвязи).

- дискутирование, обсуждение конкретных ситуаций, которые были пережиты родителями по проблеме уже адаптированных к детскому саду детей и родителей, дети которых еще проходят период адаптации.

- проведение совместных с детьми и родителями тренингов по гармонизации отношений родителей и детей, которые способствуют их сближению, пониманию родителями психологии поведения ребенка, ознакомление с методами снятия эмоционального напряжения, налаживание умения общаться с малышом доброжелательно, сохраняя спокойствие в любой ситуации.

- проведение педагогических игр для того, чтобы научить родителей исправлять ошибки воспитания, которые способствуют нарастанию у малышей чувства тревоги, отсутствия чувства безопасности.

- просвещение родителей через интернет – создание специального сайта для родителей, на котором они могли бы находить ответы на интересующие их вопросы эмоционального благополучия.

- проведение семейных вечеров, праздников, игровых ситуаций, семейные прогулки и экскурсии [6].

Обобщив точки зрения этих исследователей, можно определить условия эффективного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи будет способствовать обеспечению эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста при создании следующих условий:

- организация диагностической работы по изучению состояния эмоционального благополучия воспитанников, знаний родителей об эмоциональном благополучии;

- просвещение родителей по вопросам обеспечения эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста;

- проведение мероприятий с целью усиления взаимодействия между родителями и детьми, родителями и воспитателями, детьми и воспитателями.

Таким образом, сотрудничество очень важно, как для самих родителей, так и для детского сада. Так как в процессе этого взаимодействия родители обогащаются различными знаниями в области эмоционального благополучия, возрастных особенностей детей, их адаптации к детскому саду и многом другом, учатся применять полученные знания на практике, что облегчает им процесс воспитания ребенка, учатся понимать мотивы действий ребенка, и эмоционально сближаются с ним. А для детского сада данное взаимодействие облегчает труд воспитателя и делает его более продуктивным, ведь когда над проблемами воспитания работают совместно детский сади семья результат – эмоционально благополучные, счастливые малыши - не заставит себя долго ждать.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гиппенрейтер Ю. Б., М. В. Фаликман Психология мотивации и эмоций /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. В. Фаликман. – М. : ЧеРо, 2002. – 752 с.

2. Киселева Л. А., Помазуева Т. Н. Мир эмоций человека и регуляция деятельности: учебно-методическое пособие. Екатеринбург, Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2017, – 68 с.

3. Клюева Е. В., Троицкая И. Ю. Взаимодействие детского сада и семьи в сопровождении материнско-детских отношений // Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе: сборник статей участников VI Международной научно-практической конференции 15-16 апреля 2019 г. /науч. ред. С. П. Акутина, Т. Т. Щелина; Арзамасский филиал ННГУ. – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2019. – С. 104 – 109.

4. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников : учеб. пособие / А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева. – М. : Академия, 2013 – 168 с.

5. Филиппова Г. Г. Эмоциональное благополучие ребенка и его изучение в психологии // Детский практический психолог. – М. : Просвещение, 2001 – 125 с.

6. Юревич С. Н. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи : учебное пособие для вузов [Текст] / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина. – М. : Издательство Юрайт, 2020. –181 с.

7. Дубровина И. В. Практическая психология в лабиринтах современного образования: Монография. – М. : Некоммерческое Образовательное учреждение высшего профессионального образования. «Московский психолого-социальный университет», 2014 – 464 с.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Где живет злость» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с эмоциями злости, гнева. Формировать умение детей анализировать свои поступки и через игру преодолевать агрессивность.

Конспект НОД «На полянке грусти» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД «На полянке грусти» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возрастаЦель: создавать условия для.

Конспект НОД «Полянка Радости» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Цель: создавать условия для формирования представлений детей об эмоции радости. Продолжать формировать положительные эмоции с помощью улыбки.

Конспект НОД «Полянка Удивления» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД «Полянка Удивления» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возрастаЦель: создавать условия для.

Конспект НОД «Полянка Зависти» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Тема: «Полянка Зависти»Цель: создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности: «Полянка зависти» Задачи: создавать.

Конспект НОД «Улыбочка» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Цель: создавать условия для формирования умения детей передавать эмоцию радости. Создать доброжелательную атмосферу в детском коллективе.

Конспект НОД «Это не твоя вина» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Тема: «Это не твоя вина» Цель: создавать условия для формирования умения передавать эмоции вины и стыда. Пополнять активный словарь. Оборудование:.

Конспект НОД «Злючка» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Цель: создавать условия для формирования умения передавать эмоцию злости. Формировать умение сравнивать эмоции на фотографии и на картинке.

Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников.

Подборка дидактических игр для развития эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Игровая деятельность предоставляет особые возможности для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей. В частности дидактическая игра.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в рамках обеспечения эмоционального благополучия детей младшего д. в
Опубликовано: 2 июня 2021 в 07:17
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в рамках обеспечения эмоционального благополучия детей младшего д. в» (включая файлы) размещена пользователем Гучанова Ангелина Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД