Любовь Шамина
Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
От того, как прошло его детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
(Василий Александрович Сухомлинский)
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном подражания для дошкольников. А это возможно только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать все доступные формы взаимодействия с семьей. Я в течении многих лет занимаюсь экологией, провожу планомерную работу с родителями.
Было проведено анкетирование семей по вопросам:
- Что такое природа? И от кого ее надо беречь?
- Нужно ли экологическое образование в ДОУ?
- Как вы реализуете это направление в семье?
- Что вы ждете от детского сада?
- Какие формы совместной работы вы считаете наиболее эффективными: родительское собрание, открытое занятие, посещение семей воспитателями, беседы с родителями, совместные дела детского и родительского коллективов, педагогические конференции в ДОУ?
В результате анкетирования было отмечено: все родители считают, экологическое воспитание дошкольников является важным компонентом воспитательного процесса. Также родители считают что, состояние здоровья ребенка зависит от состояния окружающей среды.
Родители осуществляют экологическое воспитание детей в семье в
таких совместных формах деятельности, как: беседы с ребенком, подкормка
птиц, отдых на природе, наблюдение за природными объектами, чтение
художественной литературы природоведческого содержания, просмотр
фильмов о природе образовательного содержания, экскурсии и прогулки.
Все родители знакомят своих детей с правилами
поведения в природе.
Родители отмечают, что хотели бы получить от дошкольного
образовательного учреждения информацию по экологическому воспитанию
дошкольников об охране окружающей среды и экологии края.
Проанализировав анкеты, я выяснила, что экологическое воспитание
актуально, и необходимо продолжать проводить мероприятия по
экологическому воспитанию дошкольников.
Я использовала разнообразные формы работы с родителями. Родители принимали активное участие в изготовлении декораций для проведения игр – занятий, праздников, вечеров, акций; изготовлении экологических игр, пособий, альбомов; в тематических праздниках и развлечениях: «В гостях у Лесовичка», «Осенняя ярмарка», в подготовке и проведению развлечения «День земли». Дети показали свои знания и умения бережного отношения к природе. Родители помогали в изготовлении дидактических игр экологического содержания : «Времена года», «Растительный мир», «Животный мир» и др.
Родители также принимали активное участие в изготовлении плакатов, макетов, различных поделок из природного материала. Были проведены выставки совместных работ родителей, детей, воспитателей, которые мы отправляли на районные конкурсы.
Для родителей были размещены консультации и памятки: «Экологическое воспитание ребенка в семье», «Правила поведения в природе», «Экологические игры с ребенком», «Задачи экологического воспитания ребенка в семье» и т. д.
Родительские собрания проходили в не традиционной форме: образовательно - игровой семинар «Учите детей чувствовать природу»; викторина «Природа – наш дом» и т. д. Родители с огромным удовольствием принимали участие, были положительные отзывы.
При непосредственном участии родителей был организован мини – огород на окне, рассказали детям о том, что растения живые, их сажают семенами в землю, поливают, выращивают. Родители приносили различную рассадку, а ребята ежедневно ухаживали за ней, наблюдали. Свои наблюдения дети заносили в дневники наблюдений.
Весной мы совместно с детьми и родителями пересаживали рассаду на огород, расположенный на участке детского сада. Детям очень нравилось ухаживать за своим огородом, рыхлить, поливать, полоть сорняки. Огород – это прекрасная возможность для экологического образования, он способен расширять представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития. Кроме того, через разнообразную деятельность на огороде, можно познакомить детей с правилами выращивания экологически чистой сельскохозяйственной продукции
Еще одной из эффективных форм сотрудничества с родителями является организация творческих конкурсов и выставок семей воспитанников. Участвуя в совместной работе, дети чувствуют свою значимость, гордость за своих родителей. А родители ощущают ответственность перед ребенком, поскольку не могут подвести его и оставить без внимания организуемую в дошкольном учреждении выставку. При этом участие родителей в выставках нельзя назвать формальным – они с интересом подключаются к созданию поделок, композиций, проявляют фантазию, творчески используют различные материалы. Темы некоторых конкурсов традиционны и планируются в соответствии с сезонными, календарными праздниками: «Осенние фантазии», «Лесная аптека» (сбор лекарственных трав)», «Мир цветов», конкурс на лучшую кормушку. Многие выставочные работы долгое время украшают уголок природы, интерьер нашей группы.
В нашем сельском дошкольном учреждении решение выдвинутых задач имеет особую, ярко выраженную специфику, обусловленную с одной стороны близостью природных условий (леса, речки, с другой – сельскохозяйственная деятельность людей. Воспитанники сельского детского сада имеют возможность наблюдать разнообразные и интересные явления в жизни растений и животных. Им доступны для обозрения объекты окультуренной природы – поля, теплицы, созданные и возделанные людьми. Важно и то, что дети постоянно находятся среди взрослых, которые трудятся на тех или иных сельскохозяйственных объектах; узнают не только из разговоров, но и видят воочию, как выхаживают молодняк животных, как выращивают различные садовые и овощные культуры.
Для того чтобы в теплый период наши наблюдения были яркими, разнообразными и вызывали массу положительных эмоций, мы предложили родителям совместно с детьми заняться посадкой семян цветов.
Перед приходом родителей была проведена беседа. Дети познакомились с такими садовыми инструментами, как лопатка, грабли, лейка. Рассмотрели и потрогали землю, посадили в нее «волшебную» луковицу. А также узнали, какие цветы вместе с родителями они посадят на прогулке. Посадка семян прошла замечательно, дети были заинтересованы деятельностью и остались очень довольны.
Был проведен мастер – класс «Экологическое развитие детей». Я познакомила родителей с играми и упражнениями по экологическому воспитанию дошкольников. Совместно с родителями мы обсудили актуальные проблемы формирования экологической культуры детей, различные формы деятельности с детьми по экологическому образованию дома
В рамках экологического проекта "Эколята-дошколята" детьми и родителями старшей разновозрастной группы под руководством воспитателей был создан стенд "Эколята - дошколята". На стенде размещена краткая информация о проекте, информация для родителей, подбор дидактических игр, пословиц и поговорок на экологическую тематику. Мы с ребятами изготовили несколько плакатов о том, как необходимо беречь и охранять природу.
Ещё на стенде есть клятва эколят - юных защитников природы. Дети и родители принимали активное участие в подборке материала, распечатке нужных фотографий, в изготовлении объёмных кукол Ёлочки и Шалуна, Тихони и Умницуы для украшения стенда! Дети с удовольствием помогали родителям и воспитателям приклеивать кармашки, фотографии и сказочных персонажей на стенд. А затем они долго рассматривали с большим интересом стенд и каждый из них находил себя на фотографиях, вспоминал какие добрые дела мы сделали для охраны природы. Была организована выставка рисунков и поделок «Эколята - дошколята». Было прочитано много книг, загадок, пословиц и стихотворений о природе. Проведены беседы, в которых дети принимали активное участие.
Совместно с родителями мы провели акции «Береги природу», «Мусор Земле не к лицу», «Сохраним лес».
Была проведена совместная акция «Чистый участок». Родители приняли активное участие в облагораживании территории детского сада.
Родители приняли участие в составлении «Красной книги» с целью расширить и углубить знания о редких растениях и животных, встречающихся в нашей местности внесенных в Красную книгу; развивать понимание значения роли животных и растений в жизни человека; закрепить навыки бережного отношения к живому и выявить причины исчезновения изучаемых растений и животных.
В работе с родителями используются домашние задания. Накануне выходных, отпуска, выезда семьи на природу дети и родители получают задание понаблюдать, затем рассказать, передать свои впечатления в рисунке, заготовить природный материал, изготовить поделки, сделать гербарий, собрать семена растений для пополнения групповых коллекций.
Таким образом, взаимодействие дошкольного учреждения и семьи поможет ребенку осознать свое место в природе, почувствовать свое единство с ней, важность и необходимость бережного, заботливого отношения ко всем живым организмам и всему природному окружению в целом.
Но мы не останавливаемся на достигнутом, ищем новые пути сотрудничества с родителями! Каков человек – таков мир, который он создаёт вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать всё живое.
«Семья — это та первичная среда,
где человек должен
учиться творить добро».
(Сухомлинский В. А.)