Евгения Коняхина
Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка.
Цель: Создание благоприятных условий для взаимодействия детского сада и семьи в приобщении ребенка к социуму.
В соответствии с ФГОС ДО, одной из пяти образовательных областей является «Социально – коммуникативное развитие». Содержание данной области предполагает включение детей в систему социальных отношений. В повышения качества образования в детском саду немаловажную роль отводится взаимодействию с социумом. В современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, мы часто наблюдаем дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях между людьми.
Темочки:
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2022
В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Актуальность темы.
В основе современных требований к взаимодействию детского сада и семьи лежит идея о том, что ответственность за воспитание детей несут родители, а все другие социальные учреждения, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. В настоящее время является проблема взаимодействия детского сада и семьи по повышению воспитательных возможностей родителей, так как семейное воспитание играет особую роль в дошкольный период развития ребенка – именно в этом возрасте происходит первоначальное становление личности.
Новые задачи, встающие перед садом, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения.
Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух не сообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия.
В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Мама, папа, я спортивная семья
Детский сад для ребенка – это маленький и особенный мир. В нем, дети впервые знакомятся с различными видами деятельности человека: образование, культура, медицина, физкультура и спорт и другие. Это все направленно для того, чтобы воспитанники чувствовали себя уверенными, умными, успешными, добрыми, отзывчивыми, чтобы быстро адаптировались в мире людей и смогли в будущем найти себя и самореализоваться.
Коляда, коляда, приходи к нам сюда
Перед современным педагогом-дошкольником стоит задача – познакомить ребенка с объектами социальной сферы, социумом ближайшего окружения.
Семья и детский сад, взаимодействуя друг с другом, создают оптимальные условия для полноценного развития ребенка, накопления определенного социального опыта.
Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно избегать формализма. Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Перед воспитателями ставится цель:
сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:
• Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
• Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
• Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада.
• Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.
• Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях
Для этого мы используем такие формы:
• нетрадиционные формы организации родительских собраний;
• мастер-классы;
• дни открытых дверей;
• совместные праздники, досуги, развлечения, чаепития;
• участие родителей в семейных конкурсах, выставках;
• оказание дополнительных образовательных услуг;
• организация совместной трудовой деятельности;
• наглядное оформление стендов, уголков, фотовыставки;
• консультации;
• анкетирование;
• индивидуальные беседы и др.
Работа с родителями – это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей: конфликты между родителями из-за детей, родительские претензии к воспитателям по разным вопросам, жалобы воспитателей на пассивность родителей, невнимание родителей к рекомендациям воспитателей в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраста или небольшого опыта.
Наблюдение за отдельными семьями мы заранее определяем, с какой целью, когда, в какой ситуации нужно наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка из детского сада. Если внимательно наблюдать за родителями и ребенком - в глаза бросаются многие, особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению.
Для наблюдения надо использовать специальные ситуации, которые помогают глубже изучить вопрос взаимодействия и общения родителей с детьми:
• совместный труд (приглашаем родителей для оказания помощи в ремонте группы, уборки территории и подготовке участка к летней оздоровительной работе, подготовка участка к весеннему сезону, посадка деревьев и цветов.
Благоустройство нашего сада
• Проведение совместных праздников, развлечений, викторин;
• Выявление творческих родителей и детей в группе, приглашаем принять участие в смотрах-конкурсах.
Конкурс «Я рисую лето»
Таким образом, изучая семью, опыт семейного воспитания мы подбираем наиболее эффективные методы работы с воспитанниками, учитывая интересы и потребности каждого ребёнка.
• Открытые занятия с участием родителей, как носителей новой интересной информации о своей работе, или как сказочного персонажа для повышения интереса к изучаемому материалу, или как мастера для передачи своего опыта и умений;
• Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь нашего сада. Результат данной деятельности участие родителей в образовательном процессе и заинтересованность в формировании предметно – пространственной среды.
Родительские собрания
В педагогической практике нами используются различные виды наглядности :
• уголок для родителей, в котором содержатся материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления, расписание работы специалистов и медицинского персонала;
• Разнообразные выставки совместного творчества взрослых и детей к праздникам и традиционным мероприятиям сада, мини газеты, фотовыставки и фотоотчеты о работе группы на сайте сада;
• Информационные листки: объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; просьбы о помощи; поздравления с днем рождения и праздниками.
• Памятки для родителей, на интересующие их темы и с целью просвещения.
• Папки– передвижки: «Ребёнок будь здоров», «Безопасность», «Это важно для ребенка», «Готовимся к школе» и многие другие. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, выясняем о пользе прочитанного материала, отвечаем на возникшие вопросы, выслушиваем предложения.
Сотрудничества педагогов и родителей воспитанников происходит с целью эффективного развития и образования каждого ребенка на следующих принципах:
• Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями должна приветствоваться доброжелательность, вежливость. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
• Преемственность согласованных действий.
Главное во взаимодействии родителей- это взаимопонимание семьи и детского сада как единого пространства, объективной реальности и оно состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку, распределения обязанностей и ответственности.
• Индивидуальный подход к каждой семье.
Все семьи отличаются друг от друга. Эти различия зависят от родительской и человеческой культуры, традиций семьи, социального положения, особенностей здоровья членов семьи, ее состава, жилищных условий, образовательного ценза, внутрисемейных отношений, наличия животных в семье и многого другого.
• Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Эффективнее будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
• Подготовка к каждому мероприятию.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить.
Праздник «День Победы»
Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Мы уверены, что данная работа с родителями направлена на то, чтобы защищать ребенка от некомпетентного, негативного вмешательства. Участие родителей в воспитательно - образовательном процессе позволит повысить качество воспитания и образования детей, так как будет осуществляться в процессе совместной деятельности и заинтересованности в дальнейшем продвижении. Ребенок должен видеть, в родителях и педагогах, людей готовых оказать ему поддержку и прийти на помощь. Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребенок не может существовать вне семейной системы. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребенка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным!