Вильман Наталья
Взаимодействие детей дошкольного возраста с гаджетами
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире большинство детей знакомится с гаджетами еще до года, а к 3-4 годам уже умеют ими пользоваться без помощи взрослых. При этом за экраном телефона или планшета ребенок проводит несколько часов каждый день. В выходные дни это время еще больше увеличивается в ущерб прогулкам и играм.
В дошкольном возрасте дети смотрят фильмы и мультики, слушают музыку, играют в игры на телефоне или компьютере. Намного реже используются образовательные программы и обучающие видео, например, программы по изучению азбуки, фигур и т. д.
Темочки:
Зачастую родители сами не замечают, как приводят своего ребенка к цифровой зависимости. Они вручают детям смартфоны, чтобы занять их и спокойно посвятить время своим делам. Это очень удобно – малыш сидит на виду, увлеченно глядя в экран, и никого не трогает – не кричит, не достает просьбами поиграть или почитать, не задает миллион вопросов, не безобразничает. Можно спокойно заниматься домашними делами или самим «позависать» в соцсетях…. Мамы и папы вовсю используют смартфоны или планшеты в качестве бебиситтера.
Иногда ребенка занимают гажетом, чтобы без лишних уговоров и истерик накормить его, провести неприятные лечебные процедуры, скоротать время в очереди или быстро успокоить в людном месте, например, в общественном транспорте.
И совсем незаметно наступает время, когда дети уже самостоятельно развлекают себя исключительно гаджетами и больше ничем не интересуются. Родителей вдруг начинает очень возмущать, что совместной прогулке или игре ребенок предпочитает проводить время с лучшим другом – телефоном.
Яркая завлекающая картинка на экране овладевает вниманием, и вот уже невозможно без криков и слез заставить детей оторваться от экрана и вернуться в реальную жизнь. Бесконечный поток развлекательной и зачастую вредной информации, которая без усилий проникает в мозг, полностью захватывает ребенка, парализуя его волю и делая его зависимым и неуправляемым.
Конечно, при разумном подходе цифровые технологии могут способствовать развитию некоторых необходимых для ребенка навыков. Например:
- Контент, который содержит полезные социальные установки, формирует нравственно-этические нормы поведения.
- Развивающие компьютерные игры оказывают положительное влияние на развитие познавательных процессов ребенка.
- Просмотр познавательных или обучающих передач и видео помогает расширить кругозор малыша.
Но даже этот полезный контент никогда не сможет заменить живое общение с миром и людьми, которое является критически важным для развития ребенка. А поскольку количество времени в сутках ограничено, зачастую получается, что время, проведенное за экраном гаджета, идет в ущерб прогулкам, подвижным играм, общению – то есть, всему тому, без чего нормальное развитие детей невозможно. Тело и мозг ребенка развиваются через движение, тактильные ощущения, общение с реальными людьми, а не через экран смартфона.
Когда ребенок рождается, его мозг еще не сформирован, большая часть его нейронов еще не соединена в нейронные сети. Связи создаются в процессе жизни ребенка – во время его взаимодействия с внешним миром : что он видит, трогает, пробует на вкус, когда он сам двигается и пытается что-то сделать. Активная деятельность малыша стимулирует рост нейронных связей. Во время общения с гаджетом ребенок лишен самого главного – он не взаимодействует с этим миром физически. Если определенные функции будут регулярно использоваться в жизни ребенка, они закрепятся, в противном случае они не будут сформированы. В детстве все, что вы видите, вы должны иметь возможность потрогать.
По результатам проведенных исследований, с 90-х годов прошлого века идет снижение интеллектуальных функций у детей. Современные дети менее эмоционально устойчивы, менее энергичны, менее ловки, не умеют общаться и выражать свои мысли.
Цифровая зависимость – реальный медицинский диагноз, это уже доказанный факт. Есть специальные критерии, по которым ставится этот диагноз. Это означает фактическое уменьшение количества нервных связей между клетками мозга, определенная доля связей просто не функционирует и отмирает за ненадобностью. Проводились исследования, которые показали, что цифровая зависимость идентична наркотической.
Продолжительное пребывание в гаджетах детей дошкольного возраста необратимо изменяет структуру их головного мозга и замедляет умственное и физическое развитие. Это подтверждают исследования ученых разных стран мира. В итоге ухудшается память, внимание, мышление. Страдают сон и зрение. Дети хуже учатся и становятся раздражительными. Возникают серьезные проблемы с поведением. Исследования выявили, что в мозге детей, у которых виртуальная жизнь заменяет реальную, происходят нарушения, физиологически похожие на те, что появляются после черепно-мозговой травмы.
Негативные последствия чрезмерного и бездумного потребления цифровой информации дошкольниками :
1. Смешение реальностей. Дети в дошкольном возрасте не способны отделить реальный мир от экранного. Это порождает две основные проблемы - во-первых, агрессивные фильмы, мультики и игры вызывают у детей страхи, тревожность и повышенную возбудимость, что может привести к психическим и неврологическим расстройствам. И, во-вторых, дети бессознательно принимают и копируют увиденную на экране модель агрессивного поведения, что ведет к серьезным поведенческим нарушениям.
2. У детей пропадает интерес к реальной жизни, к подвижным играм и общению. Это неизменно приводит к задержке в развитии двигательных, коммуникативных функций, к нарушению мелкой моторики и др.
3. В результате воздействия ярких мерцающих экранов на глаза ухудшается зрение.
4. Из-за отсутствия достаточного общения у детей плохо развита речь, скудный словарный запас. Они плохо говорят, не умеют выразить свои мысли словами, описать предметы или события. Задержка в развитии речи также ведет за собой проблемы в поведении – не умея сказать, дети пускают в ход крик и кулаки.
5. Ухудшение сна. Синий цвет и мерцание экрана, перевозбуждение нервной системы из-за долгого контакта с гаджетом уменьшает количество и качество сна. Многие цифрозависимые дети страдают от бессонницы, а утром встают усталыми и вялыми.
6. Снижается общая физическая активность детей. Результатом являются неразвитые мышцы, неловкость, плохая осанка, низкий иммунитет.
7. Цифровая зависимость приводит к «эмоциональной тупости». Такие дети не умеют сопереживать, они безразличны к другим людям, и даже к собственной жизни.
8. Развивается так называемое «цифровое слабоумие». У детей наблюдаются расстройства внимания, памяти, нарушение мыслительных функций, низкий уровень самоконтроля.
Все это не означает, что нужно совсем отказаться от современных девайсов и полностью исключить из жизни цифровые технологии. Проблем можно избежать, если определить правила использования гаджетов, так, чтобы они приносили пользу и не вредили здоровью и психике ребенка.
Если ваши сын или дочь уже привыкли много времени проводить с гаджетом, просто отобрать его не получится. Здесь нужен принцип замещения. Психика ребенка очень подвижна, и если его увлечь чем-то интересным и полезным, то он заинтересуется новой деятельностью и у него постепенно пропадет острая потребность держать в руках телефон.
Нужно признать свою ответственность и планомерно работать над исправлением ситуации. Если просто вырывать из рук телефон, то кроме криков и истерик вы ничего не добьетесь. Не получится забрать у ребенка удовольствие, не дав ничего взамен.
Проанализируйте ваши отношения с ребенком. Сколько времени каждый день вы проводите вместе, общаясь или играя? Почему смартфон с интернетом стал его лучшим другом? И нельзя забывать, что дети делают не то, что им говорят, а повторяют за родителями их привычки, копируя модель поведения. Поэтому, если родители не выпускают из рук телефон, то дети будут брать с них пример, и никакие правила и нравоучения не помогут.
Необходимо быть интересным своему ребенку. Побольше общаться, вместе гулять, играть, почаще разговаривать о том, что интересного происходит в его жизни. Когда вы забираете своего малыша из детского сада, не надо спрашивать его о том, как он кушал, хорошо ли себя вел и слушался ли воспитателей. Вам же вряд ли понравится, если после работы ваш супруг будет вас спрашивать, хорошо ли вы работали и слушались ли начальника. Лучше расспросите, что интересного произошло за день, что ему понравилось, с кем он подружился. Вы должны знать настоящие интересы вашей крохи и акцентировать внимание на приятных событиях его жизни. Общение с близким человеком должно давать положительные эмоции.
Подавайте пример своим поведением. Не берите в руки смартфон, когда гуляете или общаетесь с ребенком.
Установите правила. Заранее оговорите разрешенное время, которое он может проводить за экраном гаджета. Детям до 2 лет развлечения со смартфоном или планшетом противопоказаны. Максимально разрешенное время для детей от 2 до 5 лет – 1 час в день. Так как дошкольник в силу своего возраста еще не способен понять, что на практике значит 15 или 30 минут, то лучше оговаривать количество серий мультфильма или уровней игры. Кроме того, очень важно следить, чтобы цифровая активность не мешала полноценной физической деятельности. И обязательно тщательно выбирать качественный и лояльный для психики ребенка контент, которые не будет вредить ему.
Использование некоторых простых правил поможет познакомить вашего малыша с миром цифровых технологий без вреда для его здоровья и развития:
1. Ограничьте время, которое ребенок проводит за гаджетом. Лучше несколько раз в день понемногу, чтобы общее время не превышало нормы. Нужно следить, чтобы полчаса не превращались в час или два.
2. Чтобы для ребенка не было неожиданным, что время уже вышло, лучше несколько раз напомнить ему об этом заранее – например, за 10 и за 5 минут до окончания обозначенного времени.
3. Лучше, чтобы «общение» ребенка с электронным устройством происходило в общем пространстве дома или квартиры, а не в его комнате. После просмотра мультфильма или игры ребенок должен положить гаджет в обозначенное место. Не нужно, чтобы планшет или телефон всегда был в свободном доступе, откуда ребенок может взять его в любое время.
4. Давать планшет лучше после других занятий, а не до. Как с конфетой, которую вы даете ему после еды, а не перед ней.
5. Тщательно выбирайте контент. Пусть будет больше развивающих игр и видео.
6. Предлагайте ребенку другие увлекательные занятия. Проводите с ним больше времени вместе. Ему проще будет отдать гаджет, если впереди его ждет что-то интересное.
7. Помните, что дети подражают своим родителям, поэтому свое общение дома с гаджетами также тщательно дозируйте.
Следить за информационной гигиеной детей очень важно. В наших силах подружить детей с цифровыми технологиями и сделать так, чтобы гаджеты приносили не только удовольствие, но и пользу детям, а не вредили их физическому и психическому развитию.