Екатерина Лебедева
Опыт работы «Значение русских народных праздников в приобщении семей воспитанников к традициям русского народа. Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Значение русских народных праздников в приобщении семей воспитанников к традициям русского народа. Широкая Масленица.
СЛАЙД 2 Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре и традициям, закономерно возникающий на определенном этапе развития общества, это общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Масленица. Русский народный праздник
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Опыт работы, практика
- Русская народная культура и традиции. Консультации для педагогов
- Русская народная культура, фольклор
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семейные традиции. Консультации для педагогов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Культура русского народа, должна стать неотъемлемой частью формирования личности дошкольника. Сейчас постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Очень важно, чтобы наши дети как можно раньше соприкоснулись с тем добрым наследием, что оставили своим потомкам прадеды наши, веками отбирая всё самое лучшее, бережно сохраняя, передавали из поколения в поколение. СЛАЙД 3 Народные (фольклорные) праздники – это часть духовного наследия народа (обрядов, ритуалов, традиций).
Именно в детском саду есть прекрасная возможность для приобщения детей к народной культуре. Знакомство дошкольников с историей своего народа легче проходит через знакомство с традициями проведения русских праздников. Ведь это не просто веселье, а вековая культурная практика приобщения подрастающего поколения к русским обычаям. СЛАЙД 4 Праздники дают представление о народных верованиях и традиционных обрядах. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа.
Праздники – это замечательная возможность для дошкольников проявить самые разнообразные таланты, так как главная особенность праздника – его творческая театрализованная основа. Это возможность объединить детей и взрослых, дать почувствовать радость общения, радость совместного творчества.
СЛАЙД 5 Возрождая праздничные народные традиции в дошкольном учреждении, мы преследовали конкретную цель – приобщить семьи наших воспитанников к истокам русской народной культуры через организацию детских фольклорных праздников, дать возможность каждому ребенку раскрыться и проявить свои таланты.
СЛАЙД 6 Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Мы старались дать выход детским стремлениям к творчеству, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.
Свойство народных праздников- преображать все вокруг; помогать людям ярче переживать и осмысливать события, что делает их незаменимым подспорьем в воспитательной работе с детьми. Как это ни удивительно, но в наше время дети, соприкоснувшиеся с народными праздниками в детском саду, нередко могут помочь своим родителям открыть для себя новый мир, полный гармонии.
СЛАЙД 7 Для детского сада наиболее естественными будут те праздники, в которых традиционно принимают участие дети. Это, например, праздник : «Проводы зимы»- «Масленица», где детям отводится роль закликающих, они водят хороводы, играют в народные игры и поют песни. Такой праздник дети ждут с нетерпением.
В первую очередь следует продумать сценарий праздника. В его составлении принимают участие все сотрудники нашего учреждения, дети старшего дошкольного возраста и родители.
СЛАЙД 8Постепенно праздники стали рассматриваться как одно из основных средств взаимодействия с родителями, так как это способствовало активному вовлечению родителей в педагогический процесс. Мы стали привлекать родителей к подготовке к праздничным мероприятиям : к изготовлению народного праздничного костюма, кукол, к участию в веселье. СЛАЙД 9Мамы и папы перестали быть зрителями, а превратились в активных и полноправных участников. Такая форма проведения праздника создала доверительные отношения между педагогами и родителями. А главное, показала каждому ребёнку огромную значимость семьи в его жизни. Ведь теперь мама и папа шли на праздник рука об руку и сидели рядом с ребёнком, одной “большой семьёй”. Кроме того, в родителях стало пробуждаться желание поразмыслить, что они хотели бы передать детям, как культурное наследие.
СЛАЙД 10 Использование народных традиций Масленицы в приобщении семей дошкольников к народной культуре.
Удивительное и загадочное явление русской народной культуры – это обрядовые праздники.
В детских учреждениях часто проводится Масленица, как весёлое развлечение с непременным вкусным атрибутом – блинами. И дети воспринимают её именно так. А ведь у Масленицы есть и более глубокий смысл, и традиции.
Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. В старину люди считали, что весна не наступит, если не провести в свой срок нужный обряд. Масленица- это еще и семейный праздник.
СЛАЙД 11Само это празднество досталось нам в наследство от предков, которые также наряжали чучело, символизирующее зиму, а после праздника сжигали его, прощаясь с зимой.
Праздник Масленицы был связан с культом солнца.
С этой целью и готовили главное угощение масленицы-блины.
Наши предки верили, что вместе с масленичными блинами им передаётся могущество самого Солнца.
СЛАЙД 12 Ежегодно в нашем детском саду на протяжении более 35 лет проводится весёлый народный праздник Масленица или Проводы зимы. Взрослые и дети с удовольствием пекут блины, шьют костюмы, участвуют в состязаниях, накрывают столы, делают чучело Масленицы, принимают участие в оформлении. Самый первый праздник Масленицы в нашем городе прошёл именно в нашем учреждении. Вначале родители были просто зрителями на празднике, но тёплая душевная атмосфера настолько увлекла их, что они стали активными участниками этого мероприятия. Родители с большим удовольствием принимают участие в ролях, креативно подходят к оформлению костюмов и игровой площадки. Семьи воспитанников не просто пекут блины, а создают настоящие шедевры кулинарного искусства. СЛАЙД 13 Даже во время пандемии мы не теряли связь с семьями воспитанников и проводили праздник дистанционно. Дети рисовали рисунки по теме праздника, семьи пекли блины и присылали нам фото своего домашнего праздника. Из этих фотографий был создан мини фильм и размещён в родительских чатах. Со временем праздник стал более широко отмечаться в городе, и мы с семьями воспитанников стали активными участниками Масляничных гуляний. СЛАЙД 14 Ежегодно наше учреждение занимает призовые места на городских праздниках. Проведение праздника Масленицы стало семейной традицией нашего учреждения. Приобщение к традициям проведения русских народных праздников с использованием фольклора и народных игр помогает детям почувствовать себя частью нашего народа, носителем черт русского характера и хранителем русских народных традиций. СЛАЙД 15