Жукова Раиса
Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1
муниципального образования Кущевский район
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях
посредством игровой деятельности»
Воспитатель Жукова Раиса Юрьевна
2023г.
Темочки:
- Опыт работы, практика
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Старшая группа
- Темочки
Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством игровой деятельности»
1 слайд
Профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка. Приобщаясь к ней, ребенок принимает мир взрослых с его проблемами, успехами, непростыми решениями. Посредством профориентационной работы удовлетворяются важнейшие социальные потребности: ребенок через игру знакомится с атрибутами разных профессий.
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях.
Проблема ранней профориентации в детском саду является инновационной, цель которой - социализация дошкольников в процессе ознакомления с профессиями и трудом взрослых.
2 слайд Для того чтобы сформировать устойчивое представление у детей о ценности труда и профессиональной деятельности человека, я поставила перед собой следующие задачи:
-продолжать знакомить дошкольников с трудом взрослых;
-расширять знания детей о родных людях, их профессиях и профессиях других людей, значимости их труда для семьи и общества;
-научить устанавливать связи между разными видами труда;
-сформировать понятие о профессиональной деятельности взрослых; учить отображать представления о профессиях в игровой деятельности;
-воспитать уважение к людям разных профессий, бережное отношение к их труду (результатам труда);
-активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать своё отношение к той или иной профессии.
3 – 4 слайд
Чтобы реализовать поставленные задачи по данной проблеме я начала работу с создания и оформления развивающей предметно-пространственной среды.
Я изготовила набор картинок «Профессии»; настольные игры «Знаю все профессии», «Все профессии важны», «Профессии», сделала картотеку загадок и пословиц о профессиях.
Также, мы оформили в группе выставку произведений художественной литературы и энциклопедий о профессиях, которые ребята с большим удовольствием рассматривают на протяжении всего времени.
В группе был пополнен центр сюжетно-ролевых игр такими атрибутами как: набор инструментов для мастерской, поликлиники, парикмахерской и ателье. Совместно с родителями мы пополнили детскую гардеробную специальной одеждой по некоторым профессиям.
5 -10 слайд Далее мы продолжили реализовывать работу с детьми по ранней профориентации через различные виды деятельности, используя разнообразные формы и методы :
совместную деятельность взрослого с детьми :
образовательная деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности : игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, (групповая, подгрупповая, индивидуальная деятельность с детьми);
-через образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, игровая деятельность : сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры и т. д.)
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями воспитанников; .
Наиболее действенные формы работы ознакомления детей с трудом взрослых - наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений. Введение в мир профессий мы начали со знакомства с профессиями сотрудников детского сада. Совместно с ребятами мы посетили работников нашего ДОУ на их рабочих местах. Мы сходили в гости к музыкальному руководителю и инструктору по физической культуре, где в доступной форме специалисты объяснили ребятам свои должностные обязанности, продемонстрировали свой рабочий инструментарий, тем самым, значительно расширив представления детей об этих профессиях и пополнили словарный запас детей.
Также мы посетили прачечную, пищеблок, кабинет педагога-психолога и учителя-логопеда, где ребята на практике познакомились с особенностями этих профессий, узнали, какую пользу приносят данные специалисты.
Еще наши воспитанники узнали, о том, что функционирование детского сада невозможно без медицинской сестры, которая, как оказалось, не только измеряет температуру, делает прививки, но, также составляет меню, которое включает только правильные, сбалансированные блюда.
9-11 й слайд
Следующим этапом нашей работы были экскурсии за пределы детского сада. Мы начали расширять и пополнять круг наших представлений о профессиях, проведя экскурсии в краеведческий музей, детскую библиотеку, в продуктовый магазин, отделение почтовой связи. Ребята расширили свои знания о профессиях работников музея, библиотекаря, продавца, работника почты. Дети значительно активизировали словарный запас, пополнив его словами, обозначающими действия, выполняемые представителя разных профессий, также пополнили предметный словарь названиями терминов и атрибутов, необходимых представителям различных профессий (экспонаты, каталог, касса, кассовый чек, ценник, заказное письмо, бандероль, телеграмма и т. д.)
12-15 слайд
На мой взгляд, самой интересной и увлекательной деятельностью по закреплению полученных детьми знаний по ранней профориентации являются сюжетно-ролевые игры, в ходе которых дети берут на себя роль взрослого и реализовывают свои желания.
Элементарные представления о труде взрослых, дети закрепили в сюжетно-ролевых играх, в играх-ситуациях: «Ателье», «Парикмахерская», «Кафе», «Мы - водители», «Магазин» и др.
В играх дети учились входить в игровую ситуацию, общаться в соответствии взятой на себя ролью, соблюдая правила этикета (вежливость, уважение к собеседнику, использовать необходимые для игры атрибуты и предметы – заместители.
16-18 слайд
Также, знания детей о профессиях закреплялись в процессе проведения дидактических, словесных, настольно-печатных игр: «Угадай профессию», «Кому, что нужно для работы», «Что перепутал художник?», «Четвёртый линий», «Назови профессию правильно», в ходе которых у детей развивается логическое мышление, память и закрепляются знания о профессиях.
19 слайд
С большим интересом дети слушали и смотрели мультимедийную презентацию «Все работы хороши» с элементами дидактических игр «Кому что нужно для работы», «Что лишнее?» и др.
Вывод:
В результате проделанной работы дети уверенно называют профессии людей, объясняют их назначение, называют основные трудовые процессы, предметы, необходимые для работы.
Если мы начнем говорить о ценности труда и профессий с дошкольного детства, то, возможно, наши дети с гордостью будут рассказывать о том, что папа работает электриком, или инженером, или работает трактористом, или строит, мама учит детей или шьет модные костюмы. А вопрос, кем быть, их не застанет врасплох.
Спасибо за внимание!