Гульназ Аллаярова
Выступление по презентации проекта обучения детей шахматам
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление по презентации проекта «Шахматка»
Несколько лет подряд работаю со старшим дошкольным возрастом. В этом возрасте остро стоит вопрос интеллектуального развития детей, подготовки детей к школе. Проблема интеллектуального воспитания, а именно развитие памяти, мышления, восприятия, речи, внимания, математических способностей, плавно перешла в тему моего самообразования «Интеллектуальное развитие детей посредством развивающих игр». Желание быстро и эффективно достичь поставленной цели привело меня к проверенной временем и мудрой игре, к шахматам.
Публикация «Выступление по презентации проекта обучения детей шахматам» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Шахматы. Проекты, планы
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Шахматы- очень древняя игра, и даже сегодня ее происхождение остается тайной. Единственное, что мы знаем наверняка,- это то, что первые доски с фигурами, которые могли двигаться в разных направлениях, появились на востоке где-то за 2500 лет до нашей эры. Шахматы считались отличным интеллектуальным стимулом, необходимым для культурного воспитания истинного рыцаря.
Прошли тысячелетия, но шахматы не потеряли свою актуальность и по сей день. В эпоху автоматизации, когда все за нас решает машина- и считает,и пишет, и ошибки исправляет, когда мозг наш потихоньку перестает работать, такая игра, как шахматы, заставляет сконцентрировать произвольное внимание, улучшает память, развивает логическое мышление. К работе над проектом подтолкнули слова известного педагога Валерия Александровича Сухомлинского «Без шахмат нельзя представить полноценного развития умственных способностей и памяти».
С целью развития интеллекта детей я и начала работу над проектом. Цель моей работы: обучить древнейшей игре.
Перед проектом поставила такие задачи: развивать память, мышление, воображение, внимание, терпение.
Участники проекта : воспитатель, дети старшего дошкольного возраста, родители.
Опирается на такие принципы: принцип мобильности, т. е. можно играть в шахматы где угодно- на полу, за столом, на стульчике, сидя на полу, дома, на отдыхе и т. д ;принцип доступности -игра доступна и по цене, и по организации; принцип преемственности- нужна тесно взаимодействовать с родителями; принцип учета возрастных особенностей- важно уметь играть и понимать суть игры, нотации не пишутся, не наблюдается время. Работа по проекту ведется в три этапа, по времени средней продолжительности.
На первом этапе начинаю давать шахматные термины, такие как диагональ, поле, противник, названия шахматных фигур.
С детьми сочиняем сказки с главными героями -шахматными фигурами, переделываем сказки на свой лад, например, «Колобок», «Репа», играем в речевые игры, такие как «Чудесный мешочек», «Черный ящик», дидактические игры на память, например «что изменилось», «построй так, как было» и другие развивающие игры на доске или просто с фигурами.
На этом же этапе ведется активная работа с родителями: консультации по игре, по приобретению шахмат, сочинение сказок, придумывание игр по ознакомлению с фигурами.
К концу первого этапа дети:
-сочиняют сказки о шахматном королевстве;
-придумывают, переделывают знакомые сказки на шахматный лад;
-пересказывают друзьям сказки и легенды;
-знают фигуры;
-знают несколько игр на шахматной доске и игры с фигурами;
-самостоятельно играют, соблюдая правила.
На втором этапе мы уже знаем названия фигур, где они располагаются на шахматной доске. Учим ходы каждой фигуры, и как каждой фигурой можно поставить мат противнику.
Таким образом, дети сами приходят к сути игры. Даю понять, что на поле каждая фигура – воин, и держать надо во внимании сразу все фигуры (своих 16, противника-16, ни один ход не делается просто так, надо анализировать как свои шаги, так и шаги противника. В ходе игры показываю приемы, продолжаю давать термины. По окончании игры прошу рассказать, как он думал дойти до цели, какие были у него планы -обычно, развязывается неплохая дискуссия.
Дома остается закрепить полученные знания, потренироваться- это, по договоренности, задача родителей.
К концу II этапа дети:
-знают ходы фигур;
-пользуются основными терминами;
-пытаются играть друг с другом;
-подсказывают и исправляют
ошибки друзей.
На третьем этапе дети, как обычно, втягиваются в игру- играют самостоятельно со сверстниками, со взрослыми. Подсказывают и исправляют друг-друга. Продолжаем и дома и в саду, в свободное время, тренироваться. Организовываем турниры. Радуемся успехам.
К концу III этапа:
-самостоятельно играют со сверстниками,
со взрослыми;
-радуются своим успехам,
делятся опытом со сверстниками.
К концу проекта сами запоминают свои ходы и ходы противника,
строят алгоритм своей игры, логические цепочки,
у них достаточно стремительно развивается произвольная память, произвольное устойчивое внимание,
самостоятельно мыслят и рассуждают.
Самостоятельно играют, соблюдая все правила.
Таким образом, достигли такого результата, какого предполагали.
У родителей положительные эмоции-дети не сидят за компьютером, не носятся по квартире, а просят родителей сыграть партию в шахматы. У детей- радость от своих успехов, а у воспитателя радость за успешное завершение проекта и достижение поставленной цели.
Чтобы проверить уровень освоения игры своими воспитанниками, разработала критерии. Инструментарием является, непосредственная игра.
И выявила следующие результаты: если в начале проекта дети ничего не знали об этой игре, то в конце проекта владеют игрой на высоком уровне -30%, на среднем уровне- 60%, на низком уровне-10%.
Таким образом, можно сделать следующие выводы- использовать игру, как средство интеллектуального воспитания детей.
Игра,как говорил политик, писатель и критик Луначарский, основа всей человеческой жизни.
Играйте и выигрывайте, уважаемые коллеги.