Кравцова Евгения Михайловна
Выступление педагога-психолога на родительском собрании подготовительной группы «Скоро в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Когда ребенок скоро пойдет в первый класс перед родителями встают множество вопросов:
• Как подготовить ребенка к школе?
• Когда лучше начать подготовку?
• Чему и как учить?
• На что нужно обратить внимание, чтобы переход из ДОУ в школу был менее болезненным?
Единого для всех рецепта нет, да и быть не может:
- с одним нужно больше разговаривать,
- с другим слушать и направлять
Публикация «Выступление педагога-психолога на родительском собрании подготовительной группы „Скоро в школу“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- с третьим познавать мир только в движении опытах,
- а четвертого день от дня приучать к дисциплине и формировать усидчивость….
Но для всех есть общие предостережения
1. избегайте чрезмерной требовательности
2. предоставляйте право на ошибку
3. не думайте за ребенка
4. не перегружайте ребенка
5. не пропустите «особые» трудности и обратитесь к узким специалистам
6. Не забывайте хвалить, но не переусердствуйте!
Некоторые родители под готовностью к школе понимают только умение ребенка читать, считать. Но это неверное мнение готовность к школе – это совместно и
• Педагогическая ГОТОВНОСТЬ
• ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
• РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ
Посещая уроки в первых классах, ясно видишь с каким трудом адаптируются к школе некоторые первоклассники. (Неустойчивое внимание, неусидчивость, быстрое утомление).
Школьные психологи считают ребенка не готовым к школе, если у ребенка определяются хотя бы 4 из этих признака
• не самостоятелен или недостаточно самостоятелен;
• не умеет слушать инструкцию педагога;
• не умеет сосредотачиваться на задании;
• у него недостаточно знаний об окружающем мире, он не умеет сравнивать, обобщать, анализировать и др.
• больше настроен на игру, чем на учение;
• слишком зажат или стеснителен, или, наоборот, слишком возбуждён и активен;
• не умеет дружить со сверстниками;
• не умеет вежливо разговаривать со взрослыми и слушать их;
А неуспеваемость и нежелание учиться — это результат того, что дошкольник психологически не был готов к обучению в школе.
Итак, как же определить, что ребёнок готов к обучению к школе? Для этого были разработаны достаточно много диагностик и методик. Одну из подобных диагностик из раздела «Родительская самодиагностика» мы проведем с вами сейчас:
Тест для родителей на определение готовности ребенка к школе
Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.
1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?
2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п. ?
4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?
5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?
7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?
9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?
10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги?
14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?
16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?
17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.
Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.
Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.
В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.
Компоненты «школьной успешности»:
- Режим дня,
- Познавательный мотив
- Мотивационная готовность
- Готовность познавательных функций
- Волевая готовность к обучению
Режим дня
Уделите внимание рациональной организации режима дня ребенка, избегайте чрезмерных перегрузок. Соблюдение режима дня - рациональное питание, сон, разумное чередование отдыха и занятий, прогулки на свежем воздухе, не только оказывает положительное воздействие на сохранение и укрепление здоровья ребенка, но и способствует формированию таких качеств личности как собранность, организованность, дисциплинированность, активность.
Познавательный мотив•
Формируйте у детей познавательный мотив к учению, интерес к школьной жизни. Часто желание пойти в школу вызвано лишь внешним интересом: новая форма, букет цветов, красивый портфель. В период подготовки к школе важно сделать акцент на развитии познавательного интереса, ведь учеба - это большой, кропотливый труд, и ребенок должен быть готов к этому.
Разнообразьте практику общения с окружающими, учите ребенка сотрудничеству с детьми и взрослыми. Проследите, как он проявляет себя в играх, умеет ли подчиняться правилам. Исключите из своих бесед негативные, тревожные высказывания о школьных годах. Старайтесь формировать у ребенка позитивное отношение к школе, к учителям и школьным занятиям.
Мотивационная готовность
Здесь имеется в виду желание или нежелание ребенка идти в школу. На вопрос: "Хочешь ли ты идти в школу, или тебе больше нравится в детском саду?" Он может ответить, что в детском саду ему уже все известно, и поэтому он хочет идти в школу. Но пояснения, что именно привлекает его в школе, могут быть самыми разными: потому что некоторые друзья уже учатся в школе; потому что там не укладывают спать днем; потому что хочется иметь новый портфель; потому что на переменах можно бегать по коридору и т. д. К сожалению, подобные ответы свидетельствуют о том, что школа привлекает ребенка, но личностно он еще не готов к учебной деятельности. Подобные интересы могут быстро угаснуть (через три дня портфель уже утратит для ребенка всякую привлекательность).
Перечисленные мотивы не придадут ребенку достаточно сил (внимания, прилежания) для преодоления трудностей, с которыми он неизбежно столкнется в школьной обстановке. А если ребенок собирается в школу, потому что ему надо научиться читать, писать, считать или потому что он хочет стать таким, как папа или мама, то родители могут быть уверены, что интерес к обучению у него будет длительным.
Волевая готовность к обучению:
•К началу школьного обучения ребенок должен научиться концентрировать свое внимание не на тех занятиях, которые ему интересны в данный момент (поиграть, порисовать, а на том, что говорит ему учитель. Дошкольник еще не всегда способен воспринять слово "надо" как руководство к действию и подчинить ему свои желания. Он более импульсивен, его поведением управляют желания и интересы, которые не отличаются стойкостью. Их легко возбудить новой игрушкой или новой игрой, но они легко и угасают
•Волевая готовность, или произвольность, - это способность ребенка действовать по инструкции взрослого (по заданному им правилу, ориентироваться на заданную систему требований. Как правило, произвольное поведение ребенка формируется к 6-7 годам. Оцените, насколько он внимателен, может ли он действовать по заданию взрослого, организовать свою деятельность в соответствии с заданием, контролировать ее результаты и сличать их с заданным образцом.
Советы родителям на каждый день.
- Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего.
- Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца.
- По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.
- Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
- Беседуйте о прочитанных книгах, как ребёнок понял их содержание, правильно ли оценивал поступки действующих лиц и т. д.
ЛЮБИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА!