Получи документы

Педагогический опыт «Организация работы с дошкольниками 5–6 лет «Птицы нашего края»

Алевтина Михайлова
Педагогический опыт «Организация работы с дошкольниками 5–6 лет «Птицы нашего края»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №92

Выступление «Организация работы с дошкольниками 5-6 лет по теме

«Птицы нашего края»

на педсовете

«Формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе»

Подготовила: воспитатель Михайлова Алевтина Дмитриевна

г. Рыбинск 2019г.

Публикация «Педагогический опыт „Организация работы с дошкольниками 5–6 лет „Птицы нашего края“» размещена в разделах

В наш непростой век, когда вопросы экологии значимы как никогда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

В ходе мониторинга освоения образовательной программы, выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети часто путают зимующих и перелетных птиц. Так же было недостаточно развито чувство заботы о птицах. Поэтому я решила выбрать тему углубленной работы «Птицы нашего края». Это позволило расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребенка. Очень важно, чтобы дошкольник мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме.

Цель углубленной работы : расширение знаний детей о птицах родного края.

Задачи: формировать у детей осознанно правильного отношения к природным объектам, которые его окружают, в частности к птицам; знать особенности птиц, их потребности, выполнять определенные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни птиц; познакомить с птицами, живущими в Ярославкой области; формировать представления о том, что птицам, как и всем живым существам, необходимы полноценная здоровая пища, свет, свежий воздух, благоприятная температура, место обитания, защита от врагов; воспитывать экологическую культуру; любовь к родному краю; бережное отношение к природе; установление взаимопонимания между воспитателями, детьми, родителями.

Для достижения поставленных целей и задач провела мониторинг экологических знаний детей по рассказу «Птицы». По результатам мониторинга выявила, что у детей слабые знания о птицах. Исходя из этого составила перспективный план работы, в котором использовала разнообразные формы и методы: непосредственно образовательную деятельность, художественно-продуктивную деятельность, игровую, двигательную деятельность, ознакомление с художественной литературой, индивидуальную работу, трудовую деятельность, работу с родителями.

Для непосредственно образовательной по ознакомлению с окружающим подготовила следующие конспекты:

«Птицы». Цель: обобщение представлений детей о птицах : у всех птиц есть клюв, тело покрыто перьями, два крыла, две ноги, птицы появляются из яйца.

«Зимующие и перелетные птицы». Цель: Формирование представлений детей о причинах отлета птиц в теплые края (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли); умение классифицировать птиц на зимующих (ворона, галка, воробей, синица) и перелетных (ласточка, грач, утка, стриж, скворец) на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания. Обогащение словаря детей: корм, перелетные, зимующие. Воспитание любви к птицам, желания помогать им в зимних условиях.

«Птичья столовая». Цель: Приучать детей заботиться о птицах, дать элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой. Учить детей доброте. Испытывать радость от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц от гибели.

«Рассматривание картины «Пестрый дятел». Цель: Расширить и уточнить круг конкретных представлений о дятле у детей и подвести их к обобщению полученных представлений, к раскрытию связей между внешним видом птицы (окраска, строение конечностей, клюва) и ее питанием, движением, образом жизни.

Рисование «Скворечник мы с папой повесили в саду». Цель: Овладение композиционными умениями (располагать рисунок на листе с учетом его пропорций, совершенствование умения рисовать контур предмета простым карандашом с легким нажимом, раскрашивать рисунок,проводя штрихи и линии в одном направлении, различать круг, прямоугольник, треугольник, установление желания заботиться о птицах. И другие конспекты.

Провела беседы «Голуби», «Домашние птицы», «Сорока», «Птицы», «Воробей», «Ворона», «Кочующие птицы» и другие, целью которых было уточнение и расширение представлений детей о разнообразии птиц, установление интереса к наблюдению за птицами, желания заботливо относится к птицам; закрепление названий взрослых особей и их птенцов; сравнение птиц по внешнему виду; развитие умения устанавливать связи между изменениями в неживой природе и жизнью живых организмов.

Во время непосредственно образовательной деятельности по ИЗО дети рисовали, лепили, делали аппликации птиц. С большим интересом ребята выполняли поделки из бумаги в техники оригами – воробей, снегирь, утка, лебедь. Немало усилий пришлось приложить детям, чтобы овладеть этой техникой. Некоторые бросали работу, ссылаясь на то, что ничего не получается. Но видя результат товарищей, снова садились за работу. Потом показывали свои поделки родителям.

Во время индивидуальной работы дошкольники раскрашивали птиц в книгах-раскрасках, лепили пернатых из пластилина, солёного теста; обводили изображения птиц по трафаретам затем выстригали и раскрашивали их. Обводили силуэты птиц по точкам, выкладывали их из цветных пуговиц; палочками на песке рисовали птиц и их птенцов.

Регулярные наблюдения на прогулке за птицами вызвали у детей большой интерес. В теплое время года мы обращали внимание на множество разнообразных жуков, гусениц, червей, которых можно увидеть в траве, цветах, на деревьях. Осенью отмечали, что насекомых становится меньше, а перелетные птицы собираются в стаи. После этих наблюдений дети получили знания о том, что если в теплое время года перелетные птицы без труда находят себе корм, то с наступлением осенних холодов пищи становится недостаточно и именно это обстоятельство становится причиной отлета. А вот зимующие птицы в холодное время могут обойтись без живого корма.

Во время проведения акции «Поможем птицам перезимовать» родители вместе с детьми приготовили для питомцев разнообразные кормушки. Мы развесили кормушки на деревьях, тем самым получили возможность наблюдать за поведением птиц в течение дня, подкармливать их. Дети познакомились с правилами подкормки птиц :

- подкармливать нужно каждый день;

- кормушки нужно наполнять утром;

- во время сильных морозов и снегопадов нужно насыпать больше корма;

- кормушки нужно регулярно очищать от шелухи, снега;

- никогда не кормить птиц черным хлебом.

Участие в подкормке птиц способствует формированию у детей ответственности, отзывчивости, заботливости. Для наблюдений за птицами в разное время года изготовила картотеку наблюдений.

Наблюдения дополнялись чтением рассказов о птицах, стихов, загадыванием загадок, ознакомлением с народными приметами, пословицами, поговорками. Подготовила список художественной литературы. Например, использую такую литературу как В. Бианки «Чей нос лучше», «Оранжевое горлышко», «Кто чем поёт», «Сова», «Синичкин календарь»; М. Горький «Воробьишко»; Е. Чарушин «Воробей»; Г. Снегирёв «Про птиц»; М. Пришвин «Журка», «Луговка», «Ребята и утята»; Г. Скребицкий «Лесной голосок»; «Птицы» справочное издание Москва «Махаон», 2014; В. Владимиров «Какие птицы самые красивые и др. подготовила подборки стихов о птицах для заучивания наизусть и чтения; загадок, примет, пословиц и поговорок о птицах.

Одним из средств закрепления полученных знаний являются словесные игры, речевые логические задачи и различного рода упражнения, дидактические и развивающие игры. В процессе этих игр дети уточняют, расширяют, закрепляют знания о птицах. Использую такие игры как «Где живут птицы (на закрепление знаний о домашних и диких птицах, «Кто во что одет?» (уточнение представления о внешнем виде птиц, «Сложи птицу» (выкладывание птиц из частей, «Что сначала, что потом?» (располагать картинки в порядке развития сюжета, «Третий лишний». Подобрала игровые задания о птицах : «Где чьё пёрышко?», «Сравни двух птиц», «Назови птицу с заданным звуком» и др. Приобрела плакаты «Птицы», наборы иллюстраций «Птицы средней полосы», «Птицы в картинках» выпуски 1 и 2, дидактическую игру «Домашние птицы», наборы тематических карточек «Птицы», «Птицы леса», «Домашние птицы», «Экзотические птицы».

В своей работе большое внимание уделяю подвижным играм, способствующим расширению знаний об образе жизни птиц : имитация движений, звукоподражание, место проживания, питание. Дети очень любят «птичьи» игры: «Гуси-лебеди», «Лягушки и цапля», «Птица без гнезда», «Воробьи и вороны», «Пчелки и ласточка», «Васька кот и снегири», «Птицелов» и др. подготовила картотеку подвижных игр по теме «Птицы», а также подборки пальчиковых игр, физкультминуток, считалок по этой теме.

Работа с природным материалом развивает у детей зрительное восприятие, творчество, фантазию, формирует восприятие целостного образа предметов. Мы выкладывали птиц из листьев, делали их из еловых и сосновых шишек, желудей, для гнезд использовали мох, сухую траву.

Работа с родителями по экологическому воспитанию одна из основных частей моей деятельности. Только при поддержке семьи, совместными усилиями мы можем решить главную задачу: воспитание экологически грамотного человека. Каждый, кто приносит вред природе, когда-то был ребенком.

Использую такие методы работы, как педагогические ширмы, где родителям даются конкретные практические советы: «Недвижимость для пернатых», «Птичье меню». Подготовила и провела консультации «Ознакомление с птицами родного края», «Интересные сведения о птицах», «Наблюдаем с детьми за птицами» - зима, весна, лето, осень. Провела акцию с родителями «Поможем птицам перезимовать» - изготовление кормушек, приобретение корма. «Поможем птицам вырастить птенцов» - изготовление скворечников и развешивание их на территории детского сада.

Праздник в детском саду – своеобразная форма мониторинга знаний и умений детей, произвольности поведения, эмоционального речевого развития. Совместно со вторым воспитателем мы подготовили и провели праздник с детьми и родителями «Что мы знаем о пернатых». Праздник прошел в форме интеллектуальной викторины и упражнений и игр с мячом фитбол. Активное участие в выполнении заданий принимали как дети, так и родители. Проведение праздника позволило решить следующие задачи: закрепление и обобщение знаний о птицах; установление причинно-следственных связей между различными природными явлениями; развитие внимания, памяти, связной речи; воспитание экологического сознания и любви к природе.

В результате проделанной работы были получены следующие положительные результаты:

- сформировано начало экологической культуры у детей и их родителей;

- осознанное гуманное отношение к объектам и явлениям природы, в частности, к птицам;

- дети научились практическим действиям по охране птиц;

- появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления в разных видах деятельности;

- родители становятся активными участниками образовательного процесса.

Когда дети научатся чувствовать природу, все животные, птицы и растения превратятся в их добрых знакомых и друзей. Вырастет уважение к окружающему живому миру, дети утратят плохую привычку ломать ветки, рвать цветы, разорять гнезда, стрелять из рогаток в птиц.

В дальнейшем буду продолжать работу по теме «Птицы нашего края». В планах на будущее составление конспектов для непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и грамоте «Долгое путешествие», по ознакомлению с окружающим «О чем поют птицы весной, по математике «Ласточки вернулись», по конструированию из бумаги «Грачи прилетели», по рисованию «Жаворонок», по лепке «Малиновка в гнезде», по аппликации «Поющий соловей».

Также запланировала дополнить картотеки наблюдений и подвижных игр; подборки загадок, примет, пословиц, поговорок о птицах, дидактических и развивающих игр. Продолжу работу с родителями. Предложу подготовить компьютерную презентацию на тему «Домашние птицы». Подготовить рассказы и рисунки на тему «Птицы ближайшего окружения». Планирую сделать ширму «Правильная кормушка для птиц», совместно со вторым воспитателем весной проведём развлечение детей и родителей «Птичий переполох». Продолжаем работу по созданию мини-музея «Птицы», цель, которого собрать различные экспонаты, изображающие птиц и материал содержащий информацию о птицах.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Птицы нашего края» " ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ" ЦЕЛЬ: - обобщать знания детей о перелетных птицах, их повадках, образе жизни; - продолжать закреплять знания о природе;.

Инновационный педагогический опыт «Организация краеведческой работы с дошкольниками» Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Родина. Отчизна. Отечество.

Консультация для родителей «Птицы нашего края» В начале апреля, в самое половодье, прилетают зяблики. Сначала стайками вдоль дорог перепархивают, а потом на свой участок, сгоняя всех.

Недельное планирование «Зимующие птицы нашего края» Комплексно-тематическое планирование Тема недели: «Зимующие птицы» Возрастная группа: Старшая Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Птицы нашего края» Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие. Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет). Тема.  .

Проект «Зимующие птицы нашего края» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ягодка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Презентация «Птицы нашего края» Актуальность: К сожалению, в современном мире родители мало общаются с детьми, мало гуляют с ними, не разговаривают о природе, животных,.

«Птицы нашего края». Проект ПРОЕКТ Птицы нашего края Природа – это настоящее и будущее людей. На мёртвой земле не может быть жизни. Чтобы природа.

Познавательно-исследовательский проект «Птицы нашего края»Познавательно-исследовательский проект «Птицы нашего края» Актуальность: Большинство современных детей, особенно жителей крупных городов, редко общаются с природой. А ведь в любом городе можно найти.

Конспект занятия «Птицы нашего края» Программное содержание: Расширять знания детей о разнообразии животного мира. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в местности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт «Организация работы с дошкольниками 5–6 лет «Птицы нашего края»
Опубликовано: 17 июня 2019 в 19:39
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический опыт «Организация работы с дошкольниками 5–6 лет «Птицы нашего края»» (включая файлы) размещена пользователем Алевтина Михайлова (УИ 1767831) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД