Анастасия Мирошниченко
Выступление на всеобуче для родителей «Влияние современной игрушки на психику ребенка»
Здравствуйте уважаемые родители! Знакома игрушка? У кого были такие куклы?
Сегодня мы поговорим о том, как современная игрушка влияет на развитие детей.
Изобилие детских игрушек на прилавках магазинов не может не радовать: товары для игр на любой вкус и цвет, возраст и размер кошелька. Стоит воскресить в памяти скудный ассортимент детских магазинов 20-летней давности, как желание «дать ребенку то, чего я сама не имела в детстве» побеждает все доводы и аргументы. Купить полезную и интересную для ребенка игрушку сегодня не проблема, но наткнуться на откровенно опасную, к сожалению, тоже.
Публикация «Выступление на всеобуче для родителей „Влияние современной игрушки на психику ребенка“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Психологические игры
- Темочки
Вы когда-нибудь задумывались, как повиляет на восприятие мира малышом заяц синего цвета (которого в природе не существует, или розовый мишка (такой цвет тоже как таковой в природе отсутствует? И это не говоря о многочисленных товарах из Китая, которые даже взрослых способны довести до сердечного приступа.
Итак, давайте разберемся, какие опасности таят в себе игрушки.
Еще в 20 веке психологи выделили две группы игрушек.
1. Хорошие игрушки, которые обладают следующими параметрами:
• соответствуют возрасту и развитию ребенка;
• являются хорошими помощниками в познании окружающего мира;
• являются прототипом реально существующего в природе предмета или объекта;
• в самом лучшем случае – изготовлены руками самого малыша.
2. Игрушки, которые оказывают негативное воздействие на психику ребенка :
• мертвые (различные предметы, выполняющие слишком много функций и настроек);
• скучные и пустые (уродливые копии живых существ, статуэтки и пр.);
• аморальные и безнравственные (игрушки военной тематики, а также те, что пропагандируют насилие, войну и разрушение).
К сожалению, за показателями санитарных и гигиенических норм игрушек никто не следит. Да и психологи продолжают бить тревогу - все чаще игрушки вызывают у малышей расстройство психики.
Они делают детей агрессивными и злыми. Те впечатления, которые ребенок получил в возрасте от 2,5 до 5 лет, надолго сохраняются в памяти и оказывают влияние на его дальнейшую жизнь. Представьте, каким вырастет ребенок, который играл с солдатиками из жутких металлических конструкций или с чудищами из популярных зарубежных мультиков с гримасами на лице.
А электронные игрушки, не дающие ребенку возможность фантазировать и говорить за них, могут привести к отставанию в развитии.
В очередной раз, собираясь в детский магазин, запомните простую истину – игрушка должна нести не только развлекательную функцию, но и чему-то учить ребенка. Если вы обеспокоены тем, что ваш ребенок может попросить купить ему монстра, не показывайте ему мультфильмов, где он может этого монстра увидеть.
КАРТОЧКИ НА ПАМЯТЬ
«Правильные» игрушки
Как известно, игра на протяжении длительного времени является основным видом деятельности ребенка. И главная задача родителей – выбрать игрушки, соответствующие его возрасту и способствующие его развитию. В этом вопросе нужно обратиться к возрастной психологии :
• с 10-тидневного возраста ребенок начинает фиксировать движущийся перед ним предмет, а к месяцу он уже прислушивается к звукам и разглядывает все, что плавно перед ним движется. Первые игрушки в таком возрасте – различные погремушки и музыкальные предметы, которые должны закрепляться на уровне 50 см от глаз;
• в 4 месяца ребенок начинает захватывать рукой все, что ему интересно. В этот период прекрасно подойдут погремушки с длинной ручкой, за которую ребенок будет держаться, и перекладывать игрушку из одной руки в другую;
• с 6-ти месяцев ребенка интересуют не только яркие цвета игрушек, но и то, какие они «на вкус». Любой предмет, заинтересовавший ребенка, тут же попадает к нему рот. Поэтому важно использовать погремушки из пищевой пластмассы, с гладкой поверхностью;
• с 8-ми месяцев ребенок начинает активно извлекать звуки из предметов и следить за законами физики - стучать, открывать, вытаскивать, катать, ронять. Для этих целей малышу прекрасно подойдут различные коробочки, матрешки, молоточки и т. п. ;
• в 1 год ребенок начинает осмысленные действия с предметами. Например, тащить ложку в рот, возить машинку, катать мячик, показывать на отдельные части лица и знать, как они называются. В этом возрасте хорошо подойдут книжки с яркими картинками, мячи и кубики;
• в 2 года с ребенком важно закрепить понятия и цветах, формах и свойствах предметов. Для этого подойдут кубики, мячики в разноцветную полоску и различные детали деревянного конструктора для малышей;
• в 2,5 года ребенок уже самостоятельно может выбирать предметы из 4 основных цветов. Прекрасно подойдут в этом возрасте наборы посуды для кукол. Также в этом возрасте можно приобрести игрушку-шнуровку, чтобы ребенок научился самостоятельно надевать обувь и застегивать пуговицы;
• в 3 года дети отдают предпочтение ролевым играм. Это может быть солдат, врач, парикмахер и т. п. Для таких игр продаются специальные детские наборы;
• ближе к шести годам малышам становятся интересны куклы, транспорт, многочисленные собачки, зайцы, медвежата и другие существа которых можно использовать в ролевых играх. Также не стоит забывать о здоровье и обратить внимание на мячи, обручи, скакалки и пр. Главным фактором в вашем выборе должно быть не картинка и множество ярких цветов, а соответствие игрушки возрасту малыша и ее безопасность для психики ребенка.
Подготовила: Мирошниченко А. В.