Арина Баслакова
Развитие и воспитание детей в разновозрастной группе в условиях сельской местности
▼ Скачать
Выступление на тему "Развитие и воспитание детей в разновозрастной группе в условиях сельской местности"
Здравствуйте уважаемые коллеги.
Я - Баслакова Арина Сергеевна. Работаю в ДОУ №14 д. Елькино два года. Окончила Юрьев-Польский педагогический колледж по специальности учитель начальных классов. После окончания колледжа прошла переподготовку на воспитателя по стандартам Worldskills в Муромском педагогическом колледже.
Публикация «Развитие и воспитание детей в разновозрастной группе в условиях сельской местности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2022
В настоящее время прохожу обучение в Российском Новом Университете на 3 курсе на педагога – психолога.
Мы работаем в сельской дошкольной разновозрастной группе в Детском саду №14 д. Елькино.
В нашей группе 18 детей от 1,5 до 7 лет.
Самая главная особенность организации работы в разновозрастной группе - это осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку. Для этого мы в начале своей работы изучили семьи детей, познакомились с родителями, наладили контакт с ними.
Организуя совместную деятельность детей разного возраста, мы решаем множество сопутствующих педагогическому процессу задач:
- научить старших заботится о младших, не перебивать, дать сначала высказаться младшим, ненавязчиво помочь, если они затрудняются с выполнением задания. Однако, эти сложности и составляют преимущества совместного воспитания детей разного возраста : малыши обучаются гораздо быстрее, подражая во всем старшим детям, а старшие дети становятся мягче и терпимее к младшим.
Наш день в саду начинается с утреннего круга, комплиментов, передачи друг другу хорошего настроения через улыбки и т. д, где старшие дети являются примером подражания для младших. А потом музыкальная зарядка, которую все дети очень любят.
Для того чтобы работа была продуктивной, мы заранее пишем план работы для каждого возраста, в котором учитываем возрастные особенности всех детей.
При организации НОД, всегда проводим деление на подгруппы, чтобы продолжительность занятия и величина умственной нагрузки соответствовала возрасту дошкольника.
Т. к. в нашей группе представлены все возрасты дошкольников, мы делим группу на 2 подгруппы. Но это деление достаточно условно. Для каждого занятия мы продумываем план его проведения и работу с подгруппами : если изучаемая тема лёгкая, дети средней группы могут работать со старшими, если же сложная, то с младшими.
Большим помощником при проведении занятий является помощник воспитателя, который всегда приходит на помощь, если необходимо занять младших детей, когда у старших идет занятие.
Для успешной организации работы в разновозрастных группах большое значение имеет общая игра детей.
В группе дети всех возрастов вместе с удовольствием играют в уголках: «Больница», «Гараж», «Семья», «Парикмахерская», «Театр», «Ателье» для малышей сухой бассейн; для развития творческих способностей игровой уголок, где имеются различные игры для всех возрастов.
Общение во время совместной деятельности дает огромные возможности для взаимовлияния детей разного возраста, для организации взаимопомощи, обучения младших старшими.
Наша группа не только разновозрастная, но и интернациональная, и это никак не мешает детям проводить время вместе. Мы стараемся воспитать в них чувство толерантности и уважения к людям разных национальностей. А родители этих детей с большим уважением и благодарностью относятся ко всем работникам детского сада и всегда готовы первыми прийти на помощь в любом деле.
Недавно в нашем саду прошла тематическая «Неделя профессий», на которую были приглашены родители детей, чтобы рассказать и показать на деле в чем состоит суть их работы. Родители проявили большую активность и благодаря этому дети ближе смогли познакомиться с такими профессиями, как фельдшер, спасатель, следователь, повар и помощник воспитателя. Каждый день к нам приходил на занятие один из родителей и в доступной для детей форме, красочно и ярко рассказывал и показывал особенности своей работы.
Хочется отметить, что несмотря на то, что сейчас родители, как правило, неохотно идут на контакт с детским садом ввиду занятости или просто нежелания, родители наших воспитанников всегда готовы помочь. Это касается и уборки территории от снега и листвы и помощи в ремонте, оформлению группы и т. д.
Со своей стороны мы регулярно проводим для родителей
- консультации («Роль сказки в развитии и воспитании дошкольников», «Веселая математика» и т. д.);
- беседуем с родителями на интересующие их темы;
- проводим родительские собрания («Возрастные особенности детей 2 – 7 лет»);
- изготавливаем папки – передвижки («экологическое воспитание дошкольников», «Книга – лучший друг детей»;
- буклеты («Пожарная безопасность»).
Следующее родительское собрание мы планируем провести в форме деловой игры «Детский сад и семья – партнеры и друзья!».
Мы считаем, что если подойти к родительским собраниям неформально, творчески, родители станут нашими единомышленниками и помогут сделать жизнь детей в детском саду ярче, разнообразнее и радостнее.
Благодаря разновозрастной среде детского сада наши дети активнее, результативнее и естественнее социализируются и адаптируются в школе.