Виктория Пушкарева
Оснащение процесса музыкально-эстетического развития в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ № 21» ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Выступление на тему:
«Оснащение процесса музыкально-эстетического развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования»
Разработано
Публикация «Оснащение процесса музыкально-эстетического развития в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Пушкаревой В. В.
с. Левокумское
2018-2019 учебный год
Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы дошкольного образования, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования.
Основным результатом реализации условий является создание развивающей образовательной среды, соответствующей целому ряду требований. Воспитание ребенка дошкольного возраста происходит в самой деятельности ребенка, поэтому важнейшим условием для обеспечения этой деятельности является создание предметно развивающей среды.
Развивающая предметно-пространственная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного нравственного облика. Это такая организация окружающего пространства, которая даёт возможность ребёнку реализоваться в различных видах деятельности. Предметно-развивающая среда в музыкальном зале имеет свои особенности, связанные со специфической направленностью образовательной области «Музыка».
Музыкальный зал в нашем детском саду - это большое, светлое, специально оборудованное помещение.
В музыкальном зале проходит не только образовательная деятельность с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения, спортивные мероприятия для детей, сотрудников и родителей воспитанников.
Организация пространства в музыкальном зале произведена с учётом требований СанПиНа и правил противопожарной безопасности.
Пространство музыкального зала условно разделено на три зоны: рабочую, спокойную и активную. Рабочая зона музыкального зала подразумевает продуктивную деятельность в контексте интеграции с другими образовательными областями. В рабочей зоне ребёнку предоставляется возможность выразить свои эмоции. Такая зона нужна не в каждом виде музыкальной деятельности, чаще она востребована в комплексной, тематической и интегрированной ОД. Поэтому, предусмотрена возможность её быстрой организации.
Основными зонами музыкального зала являются активная зона и спокойная зона.
Активная зона – это большое свободное пространство для движения под музыку, подвижных и музыкально- дидактических игр, для развития чувства ритма, для танцевально-ритмических упражнений, игрового музыкально-двигательного творчества.
Технические средства обучения смонтированы вне доступа детей.
Спокойная зона музыкального зала самая важная и значимая для музыкального воспитания. В этой зоне осуществляются важнейшие виды музыкальной деятельности – восприятие музыки и пение. Оборудование спокойной зоны состоит из музыкального инструмента фортепиано, пространства, где дети могут сидеть на стульях или стоять, интерактивной доски для наглядного материала, музыкального центра, ноутбука. В данной зоне соблюдается основной принцип организации предметно развивающей среды «глаза в глаза», дети располагаются справа от музыкального руководителя. Здесь же располагаются детские музыкальные инструменты, соответствующие каждой возрастной группе, для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми. Организация предметно-развивающей среды осуществляется: по видам музыкальной деятельности и с учётом интеграции образовательных областей. Музыкальная деятельность дошкольников была интегрированной всегда.
В каждом виде музыкальной деятельности используется оборудование, с помощью которого осуществляется интеграция образовательных областей.
1.«Познавательное развитие», «Физическое развитие» :
К этим областям относятся восприятие музыки и музыкально-ритмические движения. Они осуществляются во всех зонах музыкального зала.
Необходимое оснащение, которое я применяю для осуществления данного процесса :
Основной инструмент педагога - фортепиано;
Музыкальный центр;
Диски или флэшка с записями различных жанров музыки;
Репродукции картин или иллюстрации;
Набор детских музыкальных и шумовых инструментов;
Мультимедийное оборудование (презентации);
Соответствующие атрибуты для активного слушания с движениями – ленты, колокольчики, погремушки, платочки, султанчики, листики и т. д.
2.«Познавательное развитие», «Речевое», «Социально-коммуникативное» - развитие певческих способностей:
Данный вид деятельности происходит в спокойной зоне, сидя на стульях или стоя возле инструмента. Исключается активное движение детей во время пения.
Здесь используются:
Дидактический материал в виде карточек со значками;
Лёгкие предметы (листочки из фольги, снежок из ваты, которые можно сдуть с ладошек);
Предметы плоскостного или пальчикового театра для драматизации по тексту песни;
Набор детских музыкальных или шумовых инструментов;
Мультимедийное оборудование (презентация песни).
3.«Физическая культура», «Социально-коммуникативное развитие» :
Музыкальное движение происходит в активной зоне музыкального зала. Для этого я часто использую:
Игрушки для танца;
Атрибуты для создания сказочного игрового образа;
Предметы для музыкально-спортивных композиций (мячи, обручи и тд.).
Элементарное музицирование происходит в спокойной и в активной зоне, сидя на стульчиках, стоя возле инструмента, двигаясь в танце или выполняя музыкально-ритмические упражнения.
Оно включает в себя:
Набор музыкальных инструментов, соответствующих возрасту детей, в том числе звуковысотные инструменты для игры в оркестре;
Дидактический материал по теме «Инструменты симфонического оркестра», «Народные инструменты»;
Мультимедийное оборудование (демонстрация различных инструментов и их звучания).
4.«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» :
К ним в первую очередь относится детское творчество, которое происходит во всех зонах музыкального зала. Поскольку детское творчество невозможно в дошкольном возрасте выделить в отдельный вид музыкальной деятельности, то и говорить о нём необходимо в связи с основными видами музыкальной деятельности.
В этом виде деятельности необходимы:
Атрибуты для создания сказочного игрового образа;
Музыкальные инструменты;
Набор «Куклы-перчатки» для показа кукольного спектакля, детская ширма, домик;
Костюмы и атрибуты различных персонажей.
5.«Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное» :
Особенность творческих проявлений детей дошкольного возраста состоит в том, что никогда не знаешь, что можно ожидать от ребёнка. Поэтому, я считаю, что педагогическое мастерство музыкального руководителя проявляется в том, чтобы с помощью собственного творчества, фантазии, смекалки сподвигнуть ребёнка не на копирование взрослого, а на выражение собственной индивидуальности. Наличие в ДОУ специально оборудованного музыкального зала даёт практически неограниченные возможности в плане интеграции образовательных областей.
Основные знания и умения в музыкально-эстетическом развитии ребёнок получает в процессе специально-организованной непосредственно-образовательной деятельности в музыкальном зале, а закреплять их эффективнее в самостоятельной деятельности, т. е. в группе. Силами наших воспитателей и музыкального руководителя в каждой группе созданы предметные зоны для развития творческих способностей дошкольников. Здесь наши воспитанники имеют возможность в игровой форме закреплять знания, полученные в процессе образовательной деятельности: исполнить знакомые песни, аккомпанируя себе на детских музыкальных инструментах; зарисовать сюжет полюбившейся песни или инсценировать её, используя элементы костюмов. Часто можно наблюдать, как дети, распределившись по подгруппам, делятся на певцов, музыкантов и зрителей. В каждой возрастной группе есть магнитофон, иллюстрации к музыкальным произведениям, диски с музыкой и сказками, инструменты по программе «Элементарное музицирование» (авт. К. Орф).
Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала детского сада обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна.