Ольга Кузнецова
Развитие выразительности речи по средствам театрализованной деятельности
▼ Скачать +Заказ
Значение речевого развития дошкольников
Речь – это не только средство коммуникации, но и основа всякой умственной деятельности. Общество 21 века предъявляет довольно высокие требования к речи человека. Современная школа требует от ребенка высокого уровня речевого развития, так как дети хорошо читают и грамотно пишут, лучше понимают и воспринимают изучаемое, четко излагают свои мысли, только если их речь хороша развита. Дети с недостаточно развитой речью не редко оказываются в числе неуспевающих по разным предметам.
Публикация «Развитие выразительности речи по средствам театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Проблема развития речи издавна привлекала внимание известных исследователей и неоспоримым остается тот факт, что развивать речь необходимо с первых лет жизни. Фундамент речевого развития личности закладывается в дошкольном возрасте. Именно в этот период педагоги и семья должны уделять много внимания процессу речевого развития. Это положение отражено во многих методических и педагогических исследованиях.
Выразительная речь
Большое внимание в построении работы над развитием речи необходимо уделять интонационной выразительности.
Проблемой развития выразительности речи занимались такие известные авторы, как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. В. Лагутина, Ф. А. Сохин, Б. М. Теплов, О. С. Ушакова и многие другие.
Вербальные средства выразительности речи :
Интонационная (повествовательная, восклицательная, вопросительная);
Синтаксическая: (логические ударения, паузы, тембр, мелодика, темп речи и сила голоса).
Мелодика – чередование повышения и понижения голоса.
Темп – ускорение и замедление речи. Ритм – представляет собою равномерное чередование ударных и безударных элементов речи.
Ударение – это выделение группы слов или главного по смыслу слова во фразе.
Тембр – окраска голоса, может изменяться в зависимости от эмоционального состояния говорящего.
Пауза – перерыв в звучании речи.
Невербальные средства выразительности речи
мимика;
жесты;
пантомимика
Театрализованная деятельность как один из видов игры
театрализованная деятельность оказывает на ребёнка огромное эмоциональное влияние, пробуждают его воображение, активность.
театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у дошкольников эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации.
театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Развитие выразительности речи по средствам театрализованной деятельности
Опыт работы показал, что самым трудным на занятиях по развитию речи для ребёнка – это описать картину, составить рассказ по серии картин, это следствие того, что у ребёнка незначительный словарный запас. Необходимо научить ребёнка пересказывать прочитанное. Начинать нужно с маленьких сказок, в которых много повторений. Читать детям надо выразительно, стараясь голосом и интонациями выделить разговорную речь. Всего этого можно добиться путём театрализованной игры. В процессе работы над новой ролью, ребёнку приходится правильно и чётко проговаривать слова. Работая над выразительностью реплик, активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи.
В театральной игре каждый ребёнок может проявить свои эмоции, чувства не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь слушателей. Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь.
Результаты целенаправленной и систематической работы по развитию речи детей средствами театрализованной деятельности дети лучше понимают речь;
- отвечают на вопросы по произведению;
- с удовольствием рассказывают знакомые сказки;
- охотно вступают в речевые контакты с взрослыми и сверстниками;
- с удовольствием участвуют в инсценировках.
- правильно организованная театрализованная деятельность дает возможность полноценно развивать речь ребенка;
- побороть скованность и стеснение;
- приобрести уверенность в своих мыслях и поступках, что так не мало важно для гармоничного подготовки ребёнка к школе и для гармоничного развития личности в целом.