Дарья Дёмина
Адаптация детей к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый вечер, уважаемые родители. Очень рада видеть вас. Сегодня я хотела бы вам рассказать об адаптационном периоде.
Слайд 2
Адаптация – это процесс вхождения дошкольника в новую среду, его возможность приспособиться к тем условиям, в которых он оказывается. Повышение приспособительных возможностей ребенка, обогащение его социальных контактов очень существенны для формирования личности ребенка.
Посещение дошкольного учреждения – важнейшее условие полноценного развития.
Публикация «Адаптация детей к условиям ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Для многих детей приход в детский сад – это первый сильный стресс в их жизни; привыкание проходит бурно и более или менее продолжительно. Некоторые дети привыкают к детскому саду быстро, без каких-либо изменений в привычном поведении.
С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение.
Все эти изменения создают стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к разным реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д.
Слайд 3
Адаптация – сложный и постепенный процесс, имеющий свою продолжительность у каждого ребёнка:
1) лёгкая – около месяца требуется ребёнку, чтобы приспособиться к новым условиям. Дети кушают, спят, играют, идут на контакт с взрослыми;
2) средняя – ребёнок приспосабливается за два месяца;
3) тяжёлая – ребёнок приспосабливается за три месяца;
4) очень тяжёлая – около полугода и более.
Длительность адаптации зависит также и от уровня развития ребёнка. Если родителям удалось сформировать у ребёнка навыки самообслуживания, научить играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня малыша совпадает с детсадовским и наметился эмоциональный контакт ребёнка с воспитателем, то адаптационный период будет безболезненным и коротким.
Судить о действительном окончании адаптационного периода в большинстве случаев мы можем после 4-6 месяцев, а у некоторых детей – после года пребывания в саду. Особенно это относится к детям от 2 до 3 лет, поскольку частые заболевания в этом возрасте замедляют их окончательное привыкание к детскому саду.
Наиболее эмоционально уязвимы при поступлении в детский сад дети с сильной привязанностью к матери и малым социальным опытом (отсутствие общения со сверстниками, контактов со взрослыми и т. п.) – это дети от 1 года до 3 лет. Для таких детей адаптация – это изнуряющий плач, отказ от всего, чем занимаются другие дети, рыдания при сборах на прогулку, подготовке к обеду.
Безусловно, со временем малыш освоится в новой обстановке, познакомится с детьми, с воспитателями, будет ориентироваться в саду. Кто-то с первого дня почувствует себя «как дома», а у кого-то неумение освоиться в новой ситуации приведёт к нежеланию ходить в детский сад. Именно поэтому одна из задач адаптационного периода – помочь ребёнку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее. А уверенным малыш будет, если узнает и поймёт, что за люди его окружают; в каком помещении он живёт и т. д.
Слайд 4
Адаптационный период считается законченным, если ребёнок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.
Слайд 5
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АДАПТАЦИИ
1 этап подготовительный: Родители заранее знакомят ребенка с детским садом, воспитателями, детьми, группой. Задача данного этапа – постепенно сформировать новые стереотипы в поведении ребенка.
2 этап – основной: Первую неделю родители приводят малыша утром к завтраку на 1 – 2 часа, оставаясь с ним рядом. Это помогает ребёнку чувствовать себя более уверенно и снижает тревожность самой мамы. Главная задача 2 этапа – создание положительного образа воспитателя.
3 этап – заключительный: Ребенок посещает детский сад по 3 часа и более, затем его оставляют на сон. В первую очередь у малыша нормализуются настроение, самочувствие, аппетит, в последнюю очередь – сон. Задача данного этапа - продолжать устанавливать эмоциональный контакт с малышом, заложить основы доброжелательного отношения к сверстникам, способствовать развитию игры «рядом».
От родителей во многом зависит эмоциональный настрой ребенка. Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Дети раннего возраста эмоциональны, впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и должны использоваться вами при подготовке ребёнка в детский сад. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребёнок приобрёл при поддержке близкого человека.
Слайд 6
Как родители могут помочь своему ребёнку в период адаптации к ДОУ
1. По утрам, когда собираетесь в детский сад, старайтесь создавать спокойную, жизнерадостную атмосферу, с позитивным настроем обсуждайте предстоящий день. Тогда он точно будет удачным и для вас, и для ребенка.
2. Никогда не говорите фразы типа: «Вот будешь вести себя плохо, в садике тебя накажут», «Будешь капризничать – не заберу тебя из детского сада» и т. д.
3. От того, насколько мама открыта воспитателю, доверяет ему, и готова сотрудничать с ним, зависит адаптация. Поэтому важна совместная работа воспитателя с родителями.
4. Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении. Будьте терпеливы.
5. Учите ребёнка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
6. Старайтесь читать ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления. Послушайте музыку, спокойно поговорите о чем-нибудь.
Слайд 7
7. Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте и т. д. Помогайте ребёнку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребёнка в игру. Развивайте подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки», «попрыгаем, как зайчики».
8. Не скупитесь на похвалу. Искренне радуйтесь успехам ребенка и ищите как можно больше плюсов.
9. Поощряйте любопытство, самостоятельные действия.
10. Создайте атмосферу уюта и спокойствия.
11. По возможности расширяйте круг общения ребёнка, помогайте ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращайте внимание ребёнка на действия и поведение посторонних людей, высказывайте положительное отношение к ним.
Спасибо за внимание. Успехов вам в воспитании ваших деток. Любите ваших деток всегда. Пусть они это знают и видят.
Всего доброго! (вручение буклетов)