Валерия Сопотова
Консультация для родителей «К малышу подкрался очередной кризис»
▼ Скачать + Заказать документы
Общее впечатление от детского поведения в подобный критический период по словам психолога Л. С. Выготского: «Ребенок начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость и паясничанье, клоунада; ребенок строит из себя шута».
Как понять, что с малышом что-то не так?
Есть несколько признаков, выделяемых психологом Поливановой.
• Ребенок начинает делать паузы в разговоре, н-р, в ответ на ваши указания.
• У вас с малышом возникают постоянные споры как реакция на просьбу или напоминание.
Публикация «Консультация для родителей „К малышу подкрался очередной кризис“» размещена в разделах
• Ребенок перестал вас слушаться, не выполняет привычные требования.
• Вы замечаете, что малыш стал хитрить, причем весьма беззлобно.
• Ребенок демонстрирует нарочитое «взрослое поведение» - рассуждает, передразнивает повадки взрослых, кривляется.
• Ваше чадо начинает обращать внимание на свой внешний вид: одежду, прическу и т. д.
• Стало проявляться изрядное упрямство.
• Ребенок предъявляет к окружающим повышенные требования, н-р, напоминает об обещанном.
• Возникает неадекватная реакция на критику, ребенок становится очень обидчив.
• В диалогах с вами появляются новые темы (политика, эволюция животного и т. д., малыш начинает интересоваться семьей, ее историей и т. п.
• Ребенок всячески проявляет самостоятельность появляются занятия, связанные с продуктивной деятельностью (вязание, шитье, конструирование). Причем, занимаясь, малыш ждет от взрослого похвалы, иначе бросает это увлечение.
• У малыша просыпается интерес к школе и появляется беспокойство по поводу нее.
Психологи условно разделили эти приобретения на три группы:
1. Негативные, когда ребенок противопоставляет себя взрослым: пауза, спор, непослушание, хитрость, упрямство, требовательность, капризы, реакция на критику.
2. Нейтральные: внимание к своему внешнему виду, взрослое поведение.
3. Положительные: возрастающая самостоятельность, новые занятия, интерес к школе.
А теперь давайте разберемся, что же стоит за всеми этими переменами?
Наиболее значимым признаком считается утрата детской непосредственности. Главной причиной перемен считают начало разделения внутренней и внешней стороны личности ребенка. У малыша появляется новая внутренняя жизнь, которая может разительно отличаться от внешних ее появлений, однако оказывает существенное на них влияние. Теперь поведение ребенка обусловлено личными внутренними переживаниями.
Удивительный захватывающий мир собственных чувств и переживаний открывается вашему малышу! Можно сказать, что он начинает интересоваться собой как личностью, ведь только теперь ребенок полностью осознает, что значит «я добрый», «я злой», «я рад», или «я огорчен».
Этот период требует особого внимания и чуткости со стороны родителей. Ведь от отношений с ними зависит очень многое: какой будет самооценка маленького человечка, насколько он будет уверен в себе, в своих силах, сможет ли доверять окружающим.
Психика ребенка испытывает сильнейшую нагрузку. В это период малыш становится особенно ранимым и уязвимым.
Вы должны быть особенно осторожны и внимательны. Теперь, когда внутренняя жизнь ребенка скрыта от глаз окружающих, излишняя строгость и требовательность по отношению к нему приведет к тому, что он просто замкнется в себе. Кризис протекает как процесс малопонятный для окружающих, потому что он скрывает в себе цепь серьезных внутренних изменений при незначительных внешних переменах. В этот непростой для малыша момент именно родители должны оказать ему необходимую поддержку. Ведь все капризы, упрямство, кривляние скоро исчезнут, а полезные и важные изменения характера останутся!