Татьяна Могирь
Материал на стенд или выступление на родительском собрании
▼ Скачать + Заказать документы
Что нужно знать родителям о развитии речи малыша
Вот и настал тот долгожданный день, когда ваш кроха появился на свет. Замечательно, если о своём появлении в этом мире он заявил громким и чистым криком. Уже по первому крику в родильном зале специалисты могут диагностировать будущие речевые нарушения. Их насторожит то, что малыш не сразу закричал, или крик его был сиплым, хриплым или малыш захлёбывался криком.
Темочки:
- Информационные стенды, папки-передвижки
- Оформление раздевалки и приёмной в группе
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Теперь ваше общение с малышом должно стать ещё более активным, чем до его рождения. Рефлекторные крики возникают у ребёнка самостоятельно, без побуждения со стороны взрослого. Ребёнок кричит, когда хочет есть, ощущает боль и т. д., т. е. с помощью крика он выражает состояние дискомфорта. Но рефлекторные крики у ребёнка сохраняются до восьми недель. При нормальном развитии в процессе эмоционального общения с мамой и другими близкими крики у ребёнка постепенно «затухают», а на смену им приходят гуканье и гуление, которые продолжаются примерно до пяти месяцев. Гулят все дети, даже глухие с рождения. Не все звуки, произносимые в это время ребёнком, соответствуют звукам родного языка. Дети всех народов мира гулят абсолютно одинаково.
Уже в 2 месяца ребёнок отвечает улыбкой на ваше обращение, поворачивает голову в сторону источника звука.
В 3 месяца малыш ищет вас взглядом. Он нуждается в общении. Разговаривайте с ним постоянно. Если вы активно общаетесь с малышом, то уже в 3 месяца у него пропадают примитивные звуки, появляются протяжные певучие гласные и звукосочетания. Появится первый смех, что является одним из показателей нормального нервно-психического развития.
В 4 месяца кроха чётко находит источник звука в пространстве, поворачивает голову на ваш голос, музыку, продолжает певуче гулить, продолжительно и долго смеётся. У ребёнка отмечается комплекс оживления – он стучит ножками, машет ручками и весело хохочет именно при эмоциональном общении с вами. Если при игре со звучащими игрушками ребёнок не реагирует на них или не поворачивает голову в сторону работающего телевизора, есть повод обратиться к отоларингологу и проверить состояние слуха ребёнка. Кстати, о необходимости исследования состояния слуха говорит и то, что ребёнок перестаёт гулить, но не начинает лепетать.
Итак, к концу 5 месяца, т. е. к концу периода гуления, у ребёнка появляются согласные звуки, артикуляция которых сходна с актом сосания. Ребёнок начинает произносить слоги с этими звуками. Это и есть начало лепета. И если гулят все младенцы одинаково, то в лепете уже отчётливо улавливаются слоги, свойственные словам родного ребёнку языка.
В 6 месяцев ребёнок отчётливо произносит отдельные слоги и даже цепочки слогов. Некоторые родители настаивают на том, именно в это время малыш впервые сказал первые слова. Не обольщайтесь! Это всего лишь цепочки одинаковых и самых простых для произнесения слогов.
К 7 месяцам ребёнок привлекает ваше внимание с помощью лепета. Слоги, произносимые малышом, ещё не имеют для него смыслового значения, но являются своеобразной формой самостоятельной деятельности. В лепете 7-8 месячного ребёнка уже можно отметить некое подобие интонации.
В 9 месяцев у ребёнка появляется так называемый модулированный лепет. Сидя в кроватке или в манеже и занимаясь со своими игрушками, малыш с удовольствием лопочет, иногда кажется, что он произносит целые фразы.
С 10 месяцев начинается период произвольного подражания, ребёнок пытается повторять за взрослым слоги и даже слова. Насколько хорошо это будет у него получаться зависит от вас. Разговаривая с малышом, не сюсюкайте, не ломайте язык, говорите красиво и правильно, старайтесь, чтобы ваша речь была выразительной и напевной.
К 12 месяцам вес мозга ребёнка удваивается, и в развитии малыша происходит скачок. Нормально развивающийся малыш осознанно произносит 10-15 слов. Слова могут быть лепетными и многозначными.
В полтора года у нормально развивающегося ребёнка в словаре уже 50-60 слов; появляются односложные предложения – требования. Ребёнок этого возраста многие звуки в словах переставляет, опускает, заменяет на более простые по артикуляции.
К 2 годам в обиходе малыша более двухсот слов и короткие фразы. Многие исследователи называют этот возраст периодом «телеграфной речи», когда ребёнок использует только существительные и глаголы и строит фразы из 2-3 слов, передающие определённый смысл. Как правило речь ребёнка этого возраста ситуационна, может быть правильно понята в определённой ситуации.
К 3 годам в словаре ребёнка более тысячи слов. В речи трёхлетнего малыша ещё встречаются грамматические ошибки, может быть нарушено произношение свистящих (с, з, шипящих звуков (ш, ж, щ, аффрикат (ц, ч) и соноров (р, л).
К 4 годам у вашего ребёнка должно быть около 2 тысяч слов, гораздо меньше грамматических ошибок, но ещё возможны нарушения звукопроизношения. Малышу доступны различные формы общения (диалог, монолог). Он легко запоминает и рассказывает короткие стишки, пересказывает сказки. Вы учите своего ребёнка быть вежливым, говорить «волшебные слова». Вы следите за своей речью и за речью окружающих, не допуская использования в присутствии ребёнка бранных и сорных слов.
К 5 годам уже и звуки Ш, Ж, Щ произносятся правильно. Развивающийся навык слухового восприятия помогает ребёнку контролировать собственное произношение и даже слышать ошибки в речи окружающих. Малыш легко перескажет содержание просмотренного мультфильма или сказки, прочитанной в детском саду. Он уже знает и помнит много стихов, отгадывает загадки и объясняет, что помогло ему отгадать загадку.
К 6 годам процесс фонемообразования у нормально развивающегося ребёнка заканчивается, он правильно произносит в свободной речи абсолютно все звуки родного языка, не путает их между собой в речевом потоке.
К 6 годам ребёнок должен овладеть развёрнутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. Он легко пересказывает прочитанные ему рассказы, составляет рассказы не только по серии сюжетных картинок, но и по сюжетной картинке.
Общайтесь с малышом ежедневно, обсуждайте его жизнь дома и в детском саду. Разучивайте стихи, читайте сказки, рассказы и обсуждайте прочитанное.
Литература:
Нищева Н. В. Если ребёнок плохо говорит…- СПб. : «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-64 с.
Пятница Т. В. Справочник дошкольного логопеда – Т. В. Пятница, Т. В. Солоухина-Башинская. – Ростов н-Д: Феникс, 2009.-479 с.