Татьяна Могирь
Материал на стенд или выступление на родительском собрании
▼ Скачать + Заказать документы
Что нужно знать родителям о развитии речи малыша
Вот и настал тот долгожданный день, когда ваш кроха появился на свет. Замечательно, если о своём появлении в этом мире он заявил громким и чистым криком. Уже по первому крику в родильном зале специалисты могут диагностировать будущие речевые нарушения. Их насторожит то, что малыш не сразу закричал, или крик его был сиплым, хриплым или малыш захлёбывался криком.
Публикация «Материал на стенд или выступление на родительском собрании» размещена в разделах
- Информационные стенды, папки-передвижки
- Оформление раздевалки и приёмной в группе
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Теперь ваше общение с малышом должно стать ещё более активным, чем до его рождения. Рефлекторные крики возникают у ребёнка самостоятельно, без побуждения со стороны взрослого. Ребёнок кричит, когда хочет есть, ощущает боль и т. д., т. е. с помощью крика он выражает состояние дискомфорта. Но рефлекторные крики у ребёнка сохраняются до восьми недель. При нормальном развитии в процессе эмоционального общения с мамой и другими близкими крики у ребёнка постепенно «затухают», а на смену им приходят гуканье и гуление, которые продолжаются примерно до пяти месяцев. Гулят все дети, даже глухие с рождения. Не все звуки, произносимые в это время ребёнком, соответствуют звукам родного языка. Дети всех народов мира гулят абсолютно одинаково.
Уже в 2 месяца ребёнок отвечает улыбкой на ваше обращение, поворачивает голову в сторону источника звука.
В 3 месяца малыш ищет вас взглядом. Он нуждается в общении. Разговаривайте с ним постоянно. Если вы активно общаетесь с малышом, то уже в 3 месяца у него пропадают примитивные звуки, появляются протяжные певучие гласные и звукосочетания. Появится первый смех, что является одним из показателей нормального нервно-психического развития.
В 4 месяца кроха чётко находит источник звука в пространстве, поворачивает голову на ваш голос, музыку, продолжает певуче гулить, продолжительно и долго смеётся. У ребёнка отмечается комплекс оживления – он стучит ножками, машет ручками и весело хохочет именно при эмоциональном общении с вами. Если при игре со звучащими игрушками ребёнок не реагирует на них или не поворачивает голову в сторону работающего телевизора, есть повод обратиться к отоларингологу и проверить состояние слуха ребёнка. Кстати, о необходимости исследования состояния слуха говорит и то, что ребёнок перестаёт гулить, но не начинает лепетать.
Итак, к концу 5 месяца, т. е. к концу периода гуления, у ребёнка появляются согласные звуки, артикуляция которых сходна с актом сосания. Ребёнок начинает произносить слоги с этими звуками. Это и есть начало лепета. И если гулят все младенцы одинаково, то в лепете уже отчётливо улавливаются слоги, свойственные словам родного ребёнку языка.
В 6 месяцев ребёнок отчётливо произносит отдельные слоги и даже цепочки слогов. Некоторые родители настаивают на том, именно в это время малыш впервые сказал первые слова. Не обольщайтесь! Это всего лишь цепочки одинаковых и самых простых для произнесения слогов.
К 7 месяцам ребёнок привлекает ваше внимание с помощью лепета. Слоги, произносимые малышом, ещё не имеют для него смыслового значения, но являются своеобразной формой самостоятельной деятельности. В лепете 7-8 месячного ребёнка уже можно отметить некое подобие интонации.
В 9 месяцев у ребёнка появляется так называемый модулированный лепет. Сидя в кроватке или в манеже и занимаясь со своими игрушками, малыш с удовольствием лопочет, иногда кажется, что он произносит целые фразы.
С 10 месяцев начинается период произвольного подражания, ребёнок пытается повторять за взрослым слоги и даже слова. Насколько хорошо это будет у него получаться зависит от вас. Разговаривая с малышом, не сюсюкайте, не ломайте язык, говорите красиво и правильно, старайтесь, чтобы ваша речь была выразительной и напевной.
К 12 месяцам вес мозга ребёнка удваивается, и в развитии малыша происходит скачок. Нормально развивающийся малыш осознанно произносит 10-15 слов. Слова могут быть лепетными и многозначными.
В полтора года у нормально развивающегося ребёнка в словаре уже 50-60 слов; появляются односложные предложения – требования. Ребёнок этого возраста многие звуки в словах переставляет, опускает, заменяет на более простые по артикуляции.
К 2 годам в обиходе малыша более двухсот слов и короткие фразы. Многие исследователи называют этот возраст периодом «телеграфной речи», когда ребёнок использует только существительные и глаголы и строит фразы из 2-3 слов, передающие определённый смысл. Как правило речь ребёнка этого возраста ситуационна, может быть правильно понята в определённой ситуации.
К 3 годам в словаре ребёнка более тысячи слов. В речи трёхлетнего малыша ещё встречаются грамматические ошибки, может быть нарушено произношение свистящих (с, з, шипящих звуков (ш, ж, щ, аффрикат (ц, ч) и соноров (р, л).
К 4 годам у вашего ребёнка должно быть около 2 тысяч слов, гораздо меньше грамматических ошибок, но ещё возможны нарушения звукопроизношения. Малышу доступны различные формы общения (диалог, монолог). Он легко запоминает и рассказывает короткие стишки, пересказывает сказки. Вы учите своего ребёнка быть вежливым, говорить «волшебные слова». Вы следите за своей речью и за речью окружающих, не допуская использования в присутствии ребёнка бранных и сорных слов.
К 5 годам уже и звуки Ш, Ж, Щ произносятся правильно. Развивающийся навык слухового восприятия помогает ребёнку контролировать собственное произношение и даже слышать ошибки в речи окружающих. Малыш легко перескажет содержание просмотренного мультфильма или сказки, прочитанной в детском саду. Он уже знает и помнит много стихов, отгадывает загадки и объясняет, что помогло ему отгадать загадку.
К 6 годам процесс фонемообразования у нормально развивающегося ребёнка заканчивается, он правильно произносит в свободной речи абсолютно все звуки родного языка, не путает их между собой в речевом потоке.
К 6 годам ребёнок должен овладеть развёрнутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. Он легко пересказывает прочитанные ему рассказы, составляет рассказы не только по серии сюжетных картинок, но и по сюжетной картинке.
Общайтесь с малышом ежедневно, обсуждайте его жизнь дома и в детском саду. Разучивайте стихи, читайте сказки, рассказы и обсуждайте прочитанное.
Литература:
Нищева Н. В. Если ребёнок плохо говорит…- СПб. : «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-64 с.
Пятница Т. В. Справочник дошкольного логопеда – Т. В. Пятница, Т. В. Солоухина-Башинская. – Ростов н-Д: Феникс, 2009.-479 с.