Наталья Морозова
Консультация на родительском собрании по теме «Готовность ребёнка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодняшнее собрание хотелось бы начать словами доктора психологических наук Леонида Абрамовича Венгера
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – это значит быть готовым всему этому научиться».
Большинство родителей придерживаются именно этой точки зрения: что готовый ребёнок к школе - это тот, который умеет читать, считать и писать. Доля истины в этих словах есть, но это не самое главное.
Публикация «Консультация на родительском собрании по теме „Готовность ребёнка к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Психологически не готовый к школе ребёнок:
- Не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается (это в школе, а в детском саду такой ребёнок не может сосредоточиться на занятии, часто отвлекается (не только в поведении: хулиганит, но и мыслями куда – то «улетает» далеко от занятия)
- Испытывает затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач. В детском саду тоже на занятиях решаются образовательные задачи. Есть ребята, которые делают сами, другие ребята спрашивают, так ли он делает, а вот третья группа детей тоже делают сами, но им всё равно правильно или неправильно, они не хотят спросить у взрослого или у своего сверстника.
- Проявляют мало инициативы в познавательном развитии, так как игровая деятельность у них ещё остаётся ведущей. В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности игра, в начальной школе – учебная деятельность. Наши дети сейчас находятся на смене одного вида деятельности к другому.
- Не может включиться в общий режим работы класса. Соответственно тяжело включался в общий режим работы группы в д / с.
Что же тогда такое психологическая готовность к школе и можно ли ее сформировать?
Психологическая готовность это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников
Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно: в играх, в труде, в общении со взрослыми и сверстниками, на занятиях.
Психологическую готовность составляют: мотивационная готовность, личностно – социальная готовность, эмоционально - волевая готовность, интеллектуальная готовность.
Мотивационная готовность. Она может быть как внутренней, так и внешней. Нам важна внутренняя готовность, так как ребёнок хочет идти в школу, чтобы узнать там что – то новое, интересное. Важно, чтобы у ребёнка сформировалось положительное отношение к школе, учителю, учебной деятельности, к самому себе.
Основные рекомендации по подготовке положительного отношения ребёнка к школе.
Рассказывайте о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читайте вместе с ребенком книги о школе, просматривайте фильмы о школе, покажите фотографии, грамоты, связанные со школьными годами, рассказывайте о школьных порядках, устройте, по возможности, экскурсию по будущей школе, показав ему, где он будет учиться.
Но не в коем случае не запугивайте ребёнка школой, учителем: вот пойдёшь в школу там тебе покажут, учитель на тебя смотреть не будет, сразу двойку поставит. Как правило, запугивают тех детей, которые и так не хотят заниматься, тем самым вызывая у них ещё и отвращение к учителю, которого они никогда не видели и не знают (и к школе). Лучше сказать, нам надо научиться выговаривать звуки, чтобы в школе получать хорошие оценки, чтобы учитель тебя хвалил, т. е. перевести на позитив, развивая целеустремлённость.
Личностно – социальная готовность
- Умеет ли ребенок общаться с детьми.
- Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята.
- Чувствует ли принятые в обществе нормы общения.
- Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое мнение.
- Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями. Некоторые дети общаются со взрослыми на «ты».
У ребёнка к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и т. д.
- Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам. Иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т. д.
Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.
Эмоционально - волевая готовность к школе
- Способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно.
- Адекватная самооценка и положительный образ себя.
- Умение сосредоточиться, управлять своими эмоциями.
Формированию этих качеств помогут занятия с педагогом.
Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т. д.
- Также необходимо приучать ребенка к смене деятельности, режиму дня.
- Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать и поддерживать. Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему!
Интеллектуальная готовность
- Умение думать, анализировать, делать выводы. Очень полезно учить ребёнка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова: «потому, что», «если, то», «поэтому». Учите задавать вопросы. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай».
- Способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкой моторики.
Умение писать, читать, считать, решать элементарные задачки, это лишь навыки, которым можно научить. Не подавляйте исследовательский интерес юного естествоиспытателя, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте. Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.
Понимание основных закономерностей. К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, где он живет; знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать месяцы, дни недели; различать основные виды деревьев, цветов, животных. Он должен ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении.
Речевая готовность
- У будущего первоклассника должны быть усвоены все звуки русского языка.
- Любые нарушения звукопроизношения ведут к образованию специфических ошибок на письме. Это замена букв, искажения, пропуски и др.
Во избежание таких ошибок играйте с ребёнком в игры на определение места звука в слове (поэтому приклеивайте картинки, считайте количество звуков в слове. Очень полезно разгадывать кроссворды, ребусы.
- Для уроков письма необходима хорошо развитая мелкая моторика рук. Приучайте ребёнка к домашнему труду, развивайте навыки самообслуживания. Чаще давайте в руки ножницы, иголку, пластилин и т. д.
- Обладать довольно обширным словарём. На кухне покажите и проговорите всю посуду, в огороде – овощи, в лесу – деревья, кустарники, цветы и грибы. Сравнивайте между собой предметы по вкусу, размеру, предназначению, запаху. Читайте книги, детские энциклопедии.
- Обладать основами грамматического строя речи. Уметь согласовывать слова в предложениях. Не будет проблем в написании диктантов, сочинений, изложений.
- Обладать элементами монологической речи: уметь пересказывать, связно высказывать свои мысли.
Если у Вашего ребёнка плохая память, он невнимателен, рассеян, если наблюдаются какие – либо нервные беспокойства, энурез, необходимо обязательное лечение и консультация детского невролога.
Памятка родителям
Как строить отношения с учителем
- Относитесь всегда к учителю уважительно, особенно проявляйте это в присутствии своих детей, не говорите резко об ошибках педагогов, хотя они склонны ошибаться, как и все люди. Не сравнивайте предыдущего учителя с настоящим.
- Цените желание учителя сообщить Вам что-то новое и важное о ребенке.
- Не забывайте, что до 95% педагогов - женщины, а они требуют деликатности, сдержанности и внимания.
- Постарайтесь увидеть в учителе своего союзника, понять его озабоченность делами Вашего ребенка, разделяйте степень высокой ответственности, которую он несет на себе.
- Терпеливо выслушивайте педагога, не стесняйтесь и не бойтесь задавать любые вопросы, чтобы исключить недомолвки и неясности. Чем больше Вы будете знать, тем легче будет общаться.
- Не сердитесь, если в речи педагога уловите поучительный тон: это профессиональная привычка многих людей, работающих с детьми.
- Не избегайте общения с педагогом, даже если он Вам не очень нравится, чаще пользуйтесь телефоном, проявляйте инициативу в установлении контакта.
- Конструктивно принимайте критику в свой адрес: в ней всегда есть моменты, которые обязательно нужно принять к сведению. Если содержание критических замечаний остается прежним, задумайтесь, почему нет изменений.
- Не давайте воли эмоциям: когда чувствуете, что их трудно контролировать, представьте себя на месте учителя.
- Если у Вас возникают трудности в воспитании ребенка, скажите об этом педагогу: вместе будет легче
Удачи!