МААМ-картинки

Специфика деятельности детского сада по формированию предпосылок функциональной грамотности

Громова Анна Юрьевна
Специфика деятельности детского сада по формированию предпосылок функциональной грамотности

Выступление на РМО воспитателей на тему «Специфика деятельности детского сада по формированию предпосылок функциональной грамотности»

Современный ребёнок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние признаки настоящего времени с проникновением в повседневную жизнь информационных технологий. С самого рождения дети сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Задача педагога помочь дошкольникам с легкостью воспринимать их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели.

Одна из задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Актуальна ли функциональная грамотность для дошкольного образования? Бесспорно – ДА!

В сложнейший мир познания дети входят через игру. Играя, они не подозревают, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Не секрет, что многие дети относятся к занятиям без энтузиазма. Причин тому много, но главная - отсутствие у детей интереса к учёбе, им просто скучно заниматься. Решением проблемы становятся игры (дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые и др).

Дидактическая игра это такая коллективная, целенаправленная учебная

деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены

решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по

имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Но, если участник дидактической игры не овладевает знаниями, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

В Большеказариновском детском саду две разновозрастные группы. Предлагаю вашему вниманию дидактические игры по математической грамотности :

- «Разложи по цвету» – упражнять в различении предметов по цвету. Одно и то же задание в разных группах отличается. В старшей группе можно эту игру усложнить и раскладывать предметы по двум, трем признакам (цвет, форма, размер). Не забывайте, что в младшей группе дети знают 4 цвета, в старшей практически все.

- «Сосчитай и назови» - упражнять в счёте предметов. В младшей группе до пяти, в старшей до 10, подготовительной до 20, плюс обратный счёт и счет не с единицы, как у малышей, а с любого числа и опора на цифру.

- «Подбери фигуру» - закрепить умение различать геометрические фигуры. В старшей группе ещё и различать плоские и объёмные фигуры (Младшая – треугольник, квадрат, круг; Старшая -.овал, ромб, четырехугольник)

- Дидактическая игра: «Части суток» - упражнять детей в различении частей суток.

-Дидактическая игра: «Встань на место» - упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за.

В младшей группе «Домики для медвежат» - развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».

«Подбери дорожки к домикам»- развивать умение детей сравнивать два предмета по длине, активизировать в речи детей слова «длинный, короткий. В старшей группе можно соединить два признака – длину и ширину.

- «Засели домики» - знание состава числа

- «Графический диктант» – упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.

- Уникуб Б. П. Никитина, блоки Дьёнеша, палочки Кюизенера, настольные игры «Лото» и «Домино».

- игры-бродилки (бросаешь кубик и делаешь столько ходов, сколько выпало, различные прописи по математики, лабиринты, «Соедини по числам», «Обведи по точкам» и многое другое.

Дидактические игры по развитию читательской грамотности в старшей группе:

«Ворота»

Цель: Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков.

«Подними нужную карточку»

Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки. Произношу согласный звук – синюю карточку поднимают, гласный – красную.

"Распознай звук"

При изучении нового звука, я произношу различные слова. Например, мы учим звук А. Если дети слышат в слове этот звук, то хлопают, если нет - то топают.

«Назови слова»

Цель: Продолжать учить детей называть слова с заданным звуком. Играем постоянно и на улице и в спортзале.

«Кто придумает конец, тот и будет молодец».

Цель: Развивать речевое внимание и речевой слух детей.

Предлагаю детям закончить фразу.

Пересказ, ответь на вопросы, «Что сначала, что потом», «Составь рассказ по картине», «Составь рассказ, используя мнемотаблицы», различные театры (настольный, пальчиковый, кукольный, масочный) - развитие связной речи, заучивание стихотворений, пословицы, поговорки на определенную тему.

«К какому слову подходит схема» - упражнять в умении делать звуковой анализ слова

Для младшей группы:

«Что звучит» - учить вычленять и узнавать звуки отдельных инструментов. Познакомить детей со звуками окружающего мира, учить вычленять и узнавать их.

"Кто как говорит" - учить детей голосом подражать звукам животных, птиц, насекомых.

"Громко - тихо" - учить детей менять силу голоса: говорить то тихо, то громко.

"Сдуй пёрышко"- развивать речевое дыхание. Активизация мышц губ.

"Назови ласково"- расширение и активизация словарного запаса детей.

"Помоги найти маму"- закрепить правильное произношение звуков. Упражнять в формировании грамматического строя речи.

«Кто что делает?» - познакомить со словами, обозначающими действие. Учить употреблять в речи глаголы, правильно задавать к ним вопросы.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром и экологии (естественнонаучная грамотность) мы учим детей распознать всё, что происходит вокруг нас. И чтобы детям было интереснее и легче воспринимать полученные знания, я использую следующие игры в старшей группе:

«Угадай, что в мешочке?» -учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.

«Что из чего сделано?» - учить детей определять материал, из которого сделан предмет.

«Воздух, земля, вода» - закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

«Живое – неживое» - закреплять знания о живой и неживой природе.

«Закончи предложение» - учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.

Проводим опыты, которые можно показать в стенах садика (например, изучая воду, говорим, что она прозрачна, хорошо растворяет соль, сахар, при минусовой температуре вода превращается в лед, если лед нагреть, то он превратится в воду).

В детском саду имеется подзорная труба и микроскоп, которые используются в работе.

В младшей группе на развитие экологической направленности я использую следующие игры:

«Чей домик?» -развивать и закреплять знания детей о местах проживания животных, названиях их жилищ. Развивать речь.

«Кто что ест?» - формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких животных (птицы, животные, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

«Четвертый лишний» - уточнять и закреплять знания детей о классификации разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.

«Когда это бывает?» - уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года.

Дидактические игры по социально-коммуникативной грамотности для детей старшей группы:

Настольно-печатная игра «Собери фигуру» - формирование уважительного, толерантного отношения к сверстникам своего и противоположного пола.

Игра «Определи настроение» - формирование основ внимательного, заботливого отношения к сверстникам, близким людям, животным.

Игра «Правильно — неправильно» - формировать дифференцированные представления о качествах настоящих мальчиков; способствовать проявлению потребности в социально одобряемом поведении, соответствующем собственной половой принадлежности;

«Кто больше назовет вежливых слов»

Цель: формирование осознанного отношения к выполнению норм и правил поведения.

Игра «Уроки этикета»

Цель: актуализировать использование полученной информации

в игровой деятельности.

Дидактические игры по социально-коммуникативной грамотности в младшей группе:

Игра «Кому что нужно» - познакомить с основными характеристиками таких профессий, как доктор, парикмахер, пекарь; формировать позитивное отношение к трудовой деятельности.

Игра «Да или нет» - воспитывать бережное отношение к здоровью; учить управлять своим поведением, понимать какие поступки правильные.

«Про кого я говорю» - развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

«Покажем Кате, как умеем себя вести за столом» - культура поведения за столом.

«Добрые слова» - развивать умение употреблять в речи добрые слова

Дидактические игры по финансовой грамотности в старшей группе:

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет», «Магазин», настольно-печатная игра «Монополия».

Оценивая роль дидактической игры, Александр Владимирович Запорожец писал: "Дидактическая игра является не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствует общему развитию ребенка, служит формированию его способностей".

Использование дидактической игры повышает интерес к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Систематическое применение дидактических игр дает значительное улучшение формированию навыков функциональной грамотности детей дошкольного возраста и помогает им воспринимать все происходящее вокруг с легкостью, адаптироваться в любых ситуациях и идти к поставленной цели с желанием победить.

Из опыта своей работы могу сказать, что практически на каждом занятии, в режимных моментах, на прогулке мы используем элементы функциональной грамотности. Примеры: на днях работала в младшей группе и в период, когда дети играли, решила показать им сказку теремок, т. к. наткнулась на театр из кубиков по этой сказке. Показала, пока рассказывала, спрашивала, кто как говорил? Что отвечали звери? (речь- читательская грамотность, посчитали сколько зверей жили в домике, сколько деревьев – математическая грамотность, вспомнили какие деревья растут в лесу – социально-коммуникативная).Ещё пример. Делаем по утрам зарядку. Детям очень нравится музыкальная «У жирафа пятна» (Части тела показываем – социально-коммуникативная, кто где живет говорим, чем питается; сколько лап у котенка, жирафа, сколько хвостов, сколько полосок у зебры (много) – математическая, как ухаживать за котом - экологическая).

На последок, несколько слайдов о том, какой методической литературой пользуемся при работе по формированию функциональной грамотности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования Паспорт методической практики. Название методической практики: «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников.

«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет "Загадка дня"- как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет. "Загадку дня" я использую для.

Ассоциация педагогов ДОУ «Креативное мышление дошкольников как важный компонент функциональной грамотности»Ассоциация педагогов ДОУ «Креативное мышление дошкольников как важный компонент функциональной грамотности» Современный мир постоянно меняется и что бы нам идти в ногу со временем, надо развивать креативное мышление. Если мы с вами будем креативно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Специфика деятельности детского сада по формированию предпосылок функциональной грамотности
Опубликовано: 6 ноября 2024 в 17:03
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Специфика деятельности детского сада по формированию предпосылок функциональной грамотности» (включая файлы) размещена пользователем Громова Анна Юрьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД