Громова Анна Юрьевна
Специфика деятельности детского сада по формированию предпосылок функциональной грамотности
Выступление на РМО воспитателей на тему «Специфика деятельности детского сада по формированию предпосылок функциональной грамотности»
Современный ребёнок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние признаки настоящего времени с проникновением в повседневную жизнь информационных технологий. С самого рождения дети сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Задача педагога помочь дошкольникам с легкостью воспринимать их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели.
Одна из задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Актуальна ли функциональная грамотность для дошкольного образования? Бесспорно – ДА!
В сложнейший мир познания дети входят через игру. Играя, они не подозревают, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.
Не секрет, что многие дети относятся к занятиям без энтузиазма. Причин тому много, но главная - отсутствие у детей интереса к учёбе, им просто скучно заниматься. Решением проблемы становятся игры (дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые и др).
Дидактическая игра это такая коллективная, целенаправленная учебная
деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены
решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.
Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по
имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Но, если участник дидактической игры не овладевает знаниями, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.
В Большеказариновском детском саду две разновозрастные группы. Предлагаю вашему вниманию дидактические игры по математической грамотности :
- «Разложи по цвету» – упражнять в различении предметов по цвету. Одно и то же задание в разных группах отличается. В старшей группе можно эту игру усложнить и раскладывать предметы по двум, трем признакам (цвет, форма, размер). Не забывайте, что в младшей группе дети знают 4 цвета, в старшей практически все.
- «Сосчитай и назови» - упражнять в счёте предметов. В младшей группе до пяти, в старшей до 10, подготовительной до 20, плюс обратный счёт и счет не с единицы, как у малышей, а с любого числа и опора на цифру.
- «Подбери фигуру» - закрепить умение различать геометрические фигуры. В старшей группе ещё и различать плоские и объёмные фигуры (Младшая – треугольник, квадрат, круг; Старшая -.овал, ромб, четырехугольник)
- Дидактическая игра: «Части суток» - упражнять детей в различении частей суток.
-Дидактическая игра: «Встань на место» - упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за.
В младшей группе «Домики для медвежат» - развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».
«Подбери дорожки к домикам»- развивать умение детей сравнивать два предмета по длине, активизировать в речи детей слова «длинный, короткий. В старшей группе можно соединить два признака – длину и ширину.
- «Засели домики» - знание состава числа
- «Графический диктант» – упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.
- Уникуб Б. П. Никитина, блоки Дьёнеша, палочки Кюизенера, настольные игры «Лото» и «Домино».
- игры-бродилки (бросаешь кубик и делаешь столько ходов, сколько выпало, различные прописи по математики, лабиринты, «Соедини по числам», «Обведи по точкам» и многое другое.
Дидактические игры по развитию читательской грамотности в старшей группе:
«Ворота»
Цель: Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков.
«Подними нужную карточку»
Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки. Произношу согласный звук – синюю карточку поднимают, гласный – красную.
"Распознай звук"
При изучении нового звука, я произношу различные слова. Например, мы учим звук А. Если дети слышат в слове этот звук, то хлопают, если нет - то топают.
«Назови слова»
Цель: Продолжать учить детей называть слова с заданным звуком. Играем постоянно и на улице и в спортзале.
«Кто придумает конец, тот и будет молодец».
Цель: Развивать речевое внимание и речевой слух детей.
Предлагаю детям закончить фразу.
Пересказ, ответь на вопросы, «Что сначала, что потом», «Составь рассказ по картине», «Составь рассказ, используя мнемотаблицы», различные театры (настольный, пальчиковый, кукольный, масочный) - развитие связной речи, заучивание стихотворений, пословицы, поговорки на определенную тему.
«К какому слову подходит схема» - упражнять в умении делать звуковой анализ слова
Для младшей группы:
«Что звучит» - учить вычленять и узнавать звуки отдельных инструментов. Познакомить детей со звуками окружающего мира, учить вычленять и узнавать их.
"Кто как говорит" - учить детей голосом подражать звукам животных, птиц, насекомых.
"Громко - тихо" - учить детей менять силу голоса: говорить то тихо, то громко.
"Сдуй пёрышко"- развивать речевое дыхание. Активизация мышц губ.
"Назови ласково"- расширение и активизация словарного запаса детей.
"Помоги найти маму"- закрепить правильное произношение звуков. Упражнять в формировании грамматического строя речи.
«Кто что делает?» - познакомить со словами, обозначающими действие. Учить употреблять в речи глаголы, правильно задавать к ним вопросы.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром и экологии (естественнонаучная грамотность) мы учим детей распознать всё, что происходит вокруг нас. И чтобы детям было интереснее и легче воспринимать полученные знания, я использую следующие игры в старшей группе:
«Угадай, что в мешочке?» -учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.
«Что из чего сделано?» - учить детей определять материал, из которого сделан предмет.
«Воздух, земля, вода» - закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
«Живое – неживое» - закреплять знания о живой и неживой природе.
«Закончи предложение» - учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.
Проводим опыты, которые можно показать в стенах садика (например, изучая воду, говорим, что она прозрачна, хорошо растворяет соль, сахар, при минусовой температуре вода превращается в лед, если лед нагреть, то он превратится в воду).
В детском саду имеется подзорная труба и микроскоп, которые используются в работе.
В младшей группе на развитие экологической направленности я использую следующие игры:
«Чей домик?» -развивать и закреплять знания детей о местах проживания животных, названиях их жилищ. Развивать речь.
«Кто что ест?» - формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких животных (птицы, животные, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.
«Четвертый лишний» - уточнять и закреплять знания детей о классификации разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.
«Когда это бывает?» - уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года.
Дидактические игры по социально-коммуникативной грамотности для детей старшей группы:
Настольно-печатная игра «Собери фигуру» - формирование уважительного, толерантного отношения к сверстникам своего и противоположного пола.
Игра «Определи настроение» - формирование основ внимательного, заботливого отношения к сверстникам, близким людям, животным.
Игра «Правильно — неправильно» - формировать дифференцированные представления о качествах настоящих мальчиков; способствовать проявлению потребности в социально одобряемом поведении, соответствующем собственной половой принадлежности;
«Кто больше назовет вежливых слов»
Цель: формирование осознанного отношения к выполнению норм и правил поведения.
Игра «Уроки этикета»
Цель: актуализировать использование полученной информации
в игровой деятельности.
Дидактические игры по социально-коммуникативной грамотности в младшей группе:
Игра «Кому что нужно» - познакомить с основными характеристиками таких профессий, как доктор, парикмахер, пекарь; формировать позитивное отношение к трудовой деятельности.
Игра «Да или нет» - воспитывать бережное отношение к здоровью; учить управлять своим поведением, понимать какие поступки правильные.
«Про кого я говорю» - развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.
«Покажем Кате, как умеем себя вести за столом» - культура поведения за столом.
«Добрые слова» - развивать умение употреблять в речи добрые слова
Дидактические игры по финансовой грамотности в старшей группе:
Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет», «Магазин», настольно-печатная игра «Монополия».
Оценивая роль дидактической игры, Александр Владимирович Запорожец писал: "Дидактическая игра является не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствует общему развитию ребенка, служит формированию его способностей".
Использование дидактической игры повышает интерес к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Систематическое применение дидактических игр дает значительное улучшение формированию навыков функциональной грамотности детей дошкольного возраста и помогает им воспринимать все происходящее вокруг с легкостью, адаптироваться в любых ситуациях и идти к поставленной цели с желанием победить.
Из опыта своей работы могу сказать, что практически на каждом занятии, в режимных моментах, на прогулке мы используем элементы функциональной грамотности. Примеры: на днях работала в младшей группе и в период, когда дети играли, решила показать им сказку теремок, т. к. наткнулась на театр из кубиков по этой сказке. Показала, пока рассказывала, спрашивала, кто как говорил? Что отвечали звери? (речь- читательская грамотность, посчитали сколько зверей жили в домике, сколько деревьев – математическая грамотность, вспомнили какие деревья растут в лесу – социально-коммуникативная).Ещё пример. Делаем по утрам зарядку. Детям очень нравится музыкальная «У жирафа пятна» (Части тела показываем – социально-коммуникативная, кто где живет говорим, чем питается; сколько лап у котенка, жирафа, сколько хвостов, сколько полосок у зебры (много) – математическая, как ухаживать за котом - экологическая).
На последок, несколько слайдов о том, какой методической литературой пользуемся при работе по формированию функциональной грамотности.