Елена Кырлиг
Ознакомление с социальным миром. Ребенок и деньги. Поддержка детской инициативы
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на районном МО
«Ознакомление с социальным миром. Ребенок и деньги.
Поддержка детской инициативы»
Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.
Так надо ли знакомить дошкольников с понятием "деньги". Безусловно, да, но с учетом возрастных возможностей познания дошкольников.
Публикация «Ознакомление с социальным миром, Ребенок и деньги, Поддержка детской инициативы» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Много раз приходиться наблюдать, когда дети в магазине, путем крика и истерик просто требуют у своих родных купить то, что в этот момент кажется для ребенка просто необходимым. И как трудно выйти из такой ситуации достойно, когда вокруг десятки людей ждут, чем же завершится эта история.
Одним родителям приходится "вытаскивать" плачущее дитя на улицу, другие обещают купить "это" потом, а самые мудрые, на мой взгляд, пытаются рассказать о стоимости товара, о недостатке в данный момент денег, о будущей зарплате.
Вот и получается, что ребенок, так или иначе, сталкивается с экономическими терминами уже в дошкольном возрасте. И у нас появляется возможность создать его представление правильным.
Семья-это реальная экономическая среда, в которой живет ребенок. Дети включены в реальные жизненные ситуации постоянно. Детский сад - некая условная ситуация, которая не дает полноценного опыта и практически "экономического поведения".
Дети здесь тоже "покупают ", "продают", "меняют", "работают", но это лишь игра, которая закрепляет опыт, полученный в семье. Понятно, что только объединение двух аспектов поведения детей условного и реального может дать хорошие результаты в области их экономического воспитания и развития.
Следуя за инициативой детей во время игр, я обратила внимание, что играя в «Магазин» и «расплачиваясь» за купленный товар, дошкольники не обращают внимания на достоинство денег. Нередко от детей можно услышать: «У меня была одна денежка, а теперь несколько (две, три, пять и т. д.)» Они подходят в центр ИЗО деятельности и вырезывают себе «ДЕНЕЖКИ» для игры.
Ну, естественно, мною был задан детям вопрос «А для чего нужны деньги?» Ответ был однозначный, «Что бы покупать». Потом я попросила детей закончить фразу : «Если бы у меня было очень много денег, то я бы….» дети слегка задумались и вот какие ответы я услышала:
Самые популярные :
Я купил бы игрушки (роботы, машинки, пистолет, лего и т. д., конфеты, золото, косметику, телефон, планшет.
Но были и такие ответы- купил бы новую кровать, большой дом, энциклопедию, корову и один ребенок поехал бы на море.
И после очередного вопроса «Где взрослые берут деньги?» или «От куда у взрослых появляются деньги?»
Дети отвечали, что «Из кошелька, из банкомата, из магазина» и только два ребенка ответили, что деньги нужно зарабатывать, ходить на работу, что бы платили заработную плату. У детей вызвала интерес данная тема и воспитанники решили узнать «Что же такое –деньги».
Мною была поставлена цель:
Довести до сознания детей :
Деньги – это ценность, предмет жизненной необходимости, их зарабатывают. Надо уметь жить на то, что зарабатывает семья
Определила задачи: -
• Дать понятие, что такое деньги
• Развивать правильное отношение к деньгам, как предмету
первой необходимости
• Сформировать представление о том, что деньгами
оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением
Как же решались данные задачи:
В организованной деятельности дети узнавали, что есть деньги бумажные – купюры и металлические – монеты, деньги имеют достоинство, и не всегда одна купюра или монета меньше, чем две или три. Уточняли, как называются купюры – рубли и монеты – копейки, которыми расплачиваются на территории нашей страны.
И в ходе совместной работы с родителями воспитанников выяснилось, что в некоторых семьях сохранены денежные монеты и купюры разных периодов и разных стран, и родители были готовы поделиться (на время) своими экземплярами.
Ну и естественно у нас появилась возможность на этапе завершения проекта в рамках итогового мероприятия создать коллекцию денег причем не только Российской Федерации, но и других стран, а также расширить представление детей об историческом происхождении денег в обществе людей.
Однако мы с воспитанниками не только научились узнавать и называть денежные знаки, но и правильно распоряжаться ими, а также узнали такие понятия, как «заработная плата», «пенсия», «бюджет семьи», объяснила, из чего он складывается, дети поняли «Для чего нужны деньги», на что идут деньги, заработанные членами семьи, мы обсуждали с ними возможные варианты расходования денег и в результате проведенной работы дети научились воспринимать деньги в кошельке у родителей не только как деньги на покупку игрушек и сладостей.
И на мой вопрос «Если бы у меня было очень много денег, то я бы.» услышала такие ответы
Построил завод, платил бы маме заработную плату, а бабушке пенсию. Подарила бы всем дом.
Купил бы машину и возил бы Вас и маму с папой на работу.
Ну все равно так же были ответы
Купил бы магазин с игрушками, магазин с косметикой, магазин с планшетами и телефонами,а один ребенок все таки удивил, он понял, что можно купить не только одну корову, но и ферму с коровами, свиньями и индюками (скорее всего –это будущий фермер).
В итоге хочется отметить, что современный дошкольник – это будущий школьник, затем студент, и, конечно же, работник. Именно поэтому, знания, умения и навыки, сформировавшиеся в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущей успешной деятельности.
Уважаемые коллеги, Спасибо за внимание!