Евгения Наумова
Выступление на публичной сессии из опыта работы «Вовлечение родителей в образовательную, досуговую, проектную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация работы с родителями воспитанников создается с целью вовлечения их в образовательный процесс и построения единого образовательного пространства и среды развития в совместной деятельности, и общении, обеспечивающих общие подходы к воспитанию, обучению и развитию ребенка.
Взаимодействие детского сада с родителями — актуальная проблема. Родители должны иметь возможность при желании включиться в жизнь детского сада и группы.
Публикация «Выступление на публичной сессии из опыта работы „Вовлечение родителей в образовательную, досуговую, проектную деятельность“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
В основу включения родителей в образовательную деятельность положено единство взглядов на воспитание детей: руководитель и педагоги детского сада не поучают, а советуют и размышляют вместе с родителями, договариваются о совместных действиях. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность. Перейти к новым формам отношений семьи и педагогов невозможно в рамках закрытой образовательной системы, для этого детский сад является открытой системой.
Немаловажное значение имеет установление контактов с родителями, для этого педагоги детского сада владеют коммуникативными умениями и личностными качествами: вниманием и чуткостью к чужим проблемам, умением слушать других, доброжелательностью, отзывчивостью. Первые контакты — заинтересовать родителей воспитанников деятельностью и показать работу в группе с детьми с привлекательной стороны, представить презентацию разнообразных мероприятий.
Слайд 2. Наши цели взаимодействия с родителями
• поиск эффективных форм привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения.
• научить их профессионально воспитывать своих детей, обучить их педагогической культуре.
Слайд 3 Из целей вытекают задачи, вы видите на слайде.
Задачи:
1. Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии
2. Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ через организации интересных форм работы;
3. Общение с родителями позволяет определить семейную обстановку воспитанников;
4. Оказание помощи в виде совета и практической поддержки;
5. Развитие педагогических способностей родителей;
Семья играет главную роль в жизни ребенка. Первыми, кто передает ребенку опыт в непосредственном эмоциональном, нравственном, художественно-эстетическом, социально-личностном развитии становятся близкие взрослые, прежде всего его семья. Хорошо если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь. У ребенка, живущего в такой атмосфере, естественно и органично развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Он растет эмоционально защищенным и уверенным в себе, открытым и общительным.
Мы понимаем, что детское образовательное учреждение не способно заменить ребенку семью. Однако оно может и должно обогащать семью ребенка практиками воспитания, которые уже давно опробованы и показали свою эффективность в педагогической дошкольной системе.
Многие родители активны, осознанно подходят к воспитанию своих детей, умеют делать это самостоятельно. Это позволяет вывести отношения с воспитателями на новый уровень, при котором родители проявляют инициативу в поддержании взаимодействия с детским садом.
Первое, что мы сделали – это определили насколько хорошо родители владеют педагогической культурой.
Для этого проводились анкетирование и беседы. После подведения общих итогов включили в годовой план, в котором прописали направления работы и мероприятия.
Включая родителей в образовательную деятельность, старались выстраивать с ними диалог. При этом помнили о том, что нельзя создавать впечатление того, что родители являются учениками. Они должны чувствовать себя партнерами.
Организация дней открытых дверей Слайд 4
Во время, которых родители имеют возможность познакомиться с методами проводимой с детьми работы. Они лучше узнают стиль общения воспитателей с ребятами, сами включаются в групповую жизнь своих детей.
При этом не только папы и мамы, но и бабушки и дедушки, а также другие члены семьи имеют возможность посетить, лучше узнать условия, в которых находится их ребенок большую часть своей жизни. Пишут отзывы, пожелания педагогам. Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду.
Еще одним направлением работы с родителями является организация досУга, Слайд 5. где родители берут на себя роль героя, радуя своих детей необычным образом.
Совместные виды деятельности : физкультурные и музыкальные праздники как Слайд 6 «Мама и я — спортивная семья», «Папа, мама, я — здоровая семья»; Слайд 7 «День защитника Отечества», Слайд 8 «Праздник мам». В районных конкурсах, фестивалях, Слайд 9. например «Простые правила», «Спортивная семейная эстафета» и т. д. дружеские встречи между родителями разных возрастных групп, между родителями и детьми, во время которых родители не просто получают результат, но являются активными участниками процесса. Праздничные мероприятия позволяют весело провести время детям, родителям и педагогическим сотрудникам.
Совместный театр Слайд 10
Дети приобщаются к театральному искусству. Родители помогают им заучить слова, шьют для них костюмы и создают красивые декорации. Были организованы постановки «Гуси лебеди» под руководством Ложниковой Л. В. ;«Пряничная избушка», «В страну математики», «Яблонька» под руководством Вельчинской О. В., В 2016 году на областном фестивале «Сибирская ярмарка» в номинации театральное искусство «Сказка мудростью богата» постановка «Яблонька» получила Диплом за 2 место Министерства образования Омской области.
Организуем Выставки семейных ценностей «Из бабушкиного сундука» Слайд 11
Дети могут принести разные материалы для выставки. Например, старые игрушки, красивые старые открытки и многое другое, что сохранилось в семье со старых времен.
Еще одним направлением сотрудничества с родителями является наглядно-информационное: стенгазеты, бюллетени, объявления, специальный родительский уголок, где совместно организуем творческие выставки, выставки фотографий, ретро-открыток.
Экскурсии Слайд 12
Это позволяет укрепить отношения родителей и детей. Родители принимают участие в организации, создают фотографии на тему проведенной экскурсии: «В театре им. М. Ульянова», экскурсии в школу; Слайд 13 ДРСУ - «На машинном дворе», ДОСААФ «Будущие водители»
Это позволяет закреплять и углублять деловое сотрудничество со взрослыми.
В своей работе стараемся использовать разные формы взаимодействия с родителями : как уже сложившиеся традиционные, так и новые эффективные формы.
Единый педсовет Слайд 14
проводим с целью преемственности детского сада, семьи, и школы, для совместного обсуждения проблем с разных точек зрения. Решаются вопросы профилактики школьной дезадаптации, укрепления сотрудничества, для активного диалога с родителями. Главное – чтобы они соответствовали ожиданиям и интересам семей.
Консультации родителей и беседы с ними Слайд 15
Это позволяет нам поддерживать активный обмен мыслями с родительским составом по разным вопросам. При этом выбираем любые актуальные темы и направления «Шаг в искусство», «Изучаем с детьми историю родного края», «Дорожная грамота». Планируя проведение консультации, учитывались запросы родителей, стараясь охватывать как можно больше сторон воспитания их ребенка.
Участие в конференциях и проектах Слайд 16
Развивает педагогическую осведомленность родителей. Так ежегодно организуем на базе ДОУ научно-исследовательскую конференцию «Ученый гномик» для детей, а затем воспитанник с наиболее интересной работой получает право выступить на муниципальном уровне.
В проектах «О полезной и вредной пище»; «Маленькая почемучка» опытно-экспериментальная деятельность; «Путешествие в страну электричество» и т. д. родители, которые помогают детям представлять свои интересы, увлечения для сверстников. Это позволяет родителям окунуться в образовательную деятельность, понять ближе работу воспитателя.
Взаимодействие детского сада с родителями для — Организации дней добрых дел. Слайд 17
Это форма сотрудничества помогает нам развить теплые отношения с каждым из родителей. Родители участвуют в организации предметного пространства: отремонтировать мебель, привести игрушки в хорошее состояние, принести новую одежду для кукол или сшить костюмы для предстоящих мероприятий, озеленить территорию вокруг детского сада, зимой украсить снежными фигурами, помощь в косметическом ремонте. Существует множество добрый дел, которые могут сделать родители для детского сада, в который ходит их ребенок.
Создание сайта учреждения
Сегодня резко возрастает потребность родителей в получении информации о воспитании детей. Меняющиеся условия жизни побуждают родителей искать актуальную информацию о педагогической культуре. Поэтому мы на сайте учреждения размещаем полезную информацию: это различные разделы с информацией о саде, принятые нормативные акты, достижения организации, информация о действующем коллективе и обязанностях разных специалистов, о проводимых на территории сада мероприятиях. Размещаем различные консультационные материалы. Выкладываем новости, презентации и фотографии.
К сожалению, ещё есть такие категории родителей, которые думают, что им все должны и обязаны, поэтому нам есть над чем работать и с кем вести диалог. Но тем немение, мы имеем положительное.
В результате, применения в работе ДОУ разных форм по включению родителей в образовательную, досуговую, проектную деятельность вы видите на слайде : Слайд 18
• У родителей появился интерес к работе детского сада и воспитанию детей.
• Изменился характер вопросов родителей к педагогам детского сада, рост их педагогических интересов и знаний.
• Родители овладели необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
• Повысилась посещаемость родителями мероприятий по педагогическому просвещению, их активность; участие в конкурсах, досугах, праздниках и т. д.
• Появилось понимание родителями практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе.
• Проявился интерес к активному включению в планирование образовательного процесса.
В Законе «Об образовании» сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, образовательные учреждения создаются им в помощь. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и школы, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверия.
;