МААМ-картинки

Педагогическая технология художественно-творческого развития детей дошкольного возраста

Татьяна Решина
Педагогическая технология художественно-творческого развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогическая технология художественно-творческого развития детей дошкольного возраста предполагает формирование у них эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Цель технологии — развитие художественного воспитания, формирование эстетических чувств и эмоций, воображения, мышления, памяти и речи ребёнка, приобщение к элементарным знаниям в области искусства, развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества, формирование основ художественно-творческой культуры личности.

Некоторые элементы технологии:

Темочки:

Организация продуктивной деятельности детей (совместной с воспитателем, самостоятельной) — рисование, аппликация.

Создание условий в предметно-развивающей среде для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами. Использование для организации деятельности детей современного демонстрационного и раздаточного материала.

Формы и методы работы: занятия, выставки, ознакомление с произведениями искусства, которые составляют эстетическую среду — рассматривание репродукций картин, иллюстраций, аудиозаписи, экспериментирование с художественными материалами и инструментами, дидактические и развивающие игры, проблемные ситуации.

Некоторые современные педагогические технологии и методы для развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста:

• Игровая технология. В дидактических играх по изобразительному творчеству дети приобретают разнообразный сенсорный опыт, обогащающий восприятие и представление об окружающем. У детей развивается интерес к изобразительной деятельности, творческое воображение, уверенность в собственных способностях.

• Наблюдение. Лежит в основе всех видов детского изобразительного творчества, так как в процессе наблюдения дети активно изучают предметы, объекты и явления окружающей действительности.

• Технология исследовательской деятельности (экспериментирование). Благодаря экспериментированию дети приобретают такие важные качества, как творческая активность, самостоятельность, готовность к альтернативным решениям, способность к логичным рассуждениям.

• Эвристическая беседа. Помогает педагогу стимулировать творческую активность детей в процессе создания ими художественного образа. Задавая вопросы, педагог побуждает детей задуматься, рассуждать, выбирать, и тогда происходит обмен мнениями и опытом, дети становятся активными соучастниками, а не пассивными слушателями.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В процессе развития творческих способностей ребёнок дошкольного возраста усваивает ценности, традиции, культуру общества, и в дальнейшем становится способным к созданию чего-то нового, оригинального, самобытного. Общие творческие способности – это проявление инициативы и активности в применении уже освоенных приемов работы. Формирование художественно-творческих способностей дошкольников осуществляется с опорой на следующие педагогические принципы: свободу выбора; открытость; деятельность; обратную связь. Эффективными формами взаимодействия педагога с воспитанниками по развитию художественно-творческих способностей являются:

проблемные ситуации;

творческие игровые ситуации;

проектная деятельность.

Педагогические условия, необходимые при организации творческой деятельности детей дошкольного возраста:

- наличие у педагога представлений об организации совместной творческой деятельности;

- рациональная организация коллективной творческой деятельности дошкольников;

- создание мотивирующей предметно-пространственной среды;

- создание эмоционального комфорта для ребенка;

- создание атмосферы творчества;

- наличие разнообразных видов совместной детской творческой деятельности;

- применение методов и приемов, развивающих творческие способности детей;

- оценка индивидуальных достижений дошкольника.

Развивающие технологии в дошкольном образовании

Развитие современного дошкольного образования и усовершенствование образовательной деятельности в ДОО невозможно представить без создания и внедрения инновационных технологий, которые соответствуют поставленной цели развития личностных качеств дошкольников.

К инновационным педагогическим технологиям творческого развития воспитанников ДОО можно отнести:

- проектную технологию;

- арт-технологию;

- технологию детского дизайна;

- информационно-коммуникационные технологии;

- игровые технологии;

- STEM-технологию.

Актуальность и необходимость проектной технологии успешно зарекомендовала себя в различных видах деятельности и в различных возрастных группах.

Арт-технологию применяют не только психологи, но и педагоги ДОО с целью раскрытия творческого потенциала личности, высвобождением её скрытых энергетических резервов и в результате нахождением оптимальных способов решения своих проблем. Технология детского дизайна. Дизайн (замысел, намерение, модель, шаблон, композиция) – это художественно-проектная деятельность, направленная на формирование гармоничной предметной среды и ее элементов.

Дизайнерская деятельность детей старшего дошкольного возраста – это область художественного проектирования объектов и направление художественного воспитания, включающая в себя элементы рисования, лепки, аппликации, конструирования и художественного труда, в процессе которой создаются сувениры, игрушки, гирлянды, украшается посуда, предметы кукольной мебели.

Информационно-коммуникационные технологии. Освоение цифровых, медийных, информационно-коммуникационных технологий эффективнее осуществляется через продуктивный синтез художественного и технического творчества детей, например в процессе создания мультфильмов. Суть художественно-творческой деятельности по созданию мультфильмов заключается в синтезе полученных знаний, умений во всех STEM-технология (естественные науки, технология, инженерное искусство, математика) решает задачи развития научно-технического творчества и основана на интегрированном подходе к решению современных проблем. Инновационные педагогические технологии носят интерактивный характер и их можно отнести к интерактивным технологиям обучения. В результате применения интерактивных технологий повышается уровень обученности и воспитанности детей.

ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Творческие проекты для детей младшего возраста

В ряду педагогических технологий дошкольного образования особое место занимает технология проектной деятельности. Метод проектов определяется в образовании как комплексный метод обучения.

Он представляет способ достижения конкретной дидактической цели, результатом чего выступает культурнозначимый продукт творческой деятельности. В процессе работы над проектами педагог учит детей соотносить искусство и реальную действительность, осуществляя взаимосвязь познавательной, эстетической и художественно-творческой деятельности.

Творческие проекты для детей младшего возраста планируются как:

тематическая,

интегрированная,

увлекательная,

игровая музыкальная деятельность.

Интегрированный подход позволяет развивать:

речевую,

познавательную активность,

ритмический и тембровый слух,

творческие способности,

навыки общения,

эмоциональный мир ребёнка.

Дети используют слово, движение, пантомиму, игру, сказку, театр – это формы, которые адекватны младшему дошкольному возрасту.

Литературную основу могут составлять русские народные сказки или авторские сказки-шумелки – забавные упражнения для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей дошкольного возраста из серии пособий «Музыка с мамой» Сергея и Екатерины Железновых

Арт-проекты оказывают развивающее воздействие на художественное восприятие и творчество дошкольников и способствуют более гармоничному взаимодействию детей, родителей и педагогов. Они наиболее близки полихудожественной природе ребёнка. В результате целенаправленных и согласованных педагогических воздействий различные виды искусства взаимодействуют c художественно-творческой деятельностью детей. Арт-проекты могут быть непродолжительными и приуроченными к памятной дате, юбилею художника и с периодичностью один раз в месяц, в соответствии с запросами детей и родителей, с учетом регионального компонента. Создание мультфильмов в процессе работы в мультстудии: - расширяет у детей объём разнообразных умений и навыков в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, а также в формах художественной деятельности (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.); - способствует интеллектуальному развитию; - развивает индивидуальные творческие способности воспитанников; - формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.

Воспитанники знакомятся с видами анимации, доступными для реализации в собственной творческой деятельности: пластилиновая; рисованная (из вырезанных рисованных персонажей); анимационный коллаж (из журнальных картинок-вырезок); LEGO анимация.

Сюжетом может быть простая сценка длиной в несколько минут, придуманная детьми, или инсценировка пословицы, загадки, поучительной истории, известной сказки, рассказа, песенки, стихотворения, очень важно передать законченную идею, мысль.

РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Технология развития изобразительной и художественно-творческой деятельности. С целью обеспечения условий развития изобразительной и художественно-творческой деятельности внедряется педагогическая технология с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Нетрадиционный способ рисования подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются традиционными, широко известными. Неклассические техники сопряжены с использованием разнообразных материалов, помогающих ребенку на ранних стадиях обучения добиться выразительности создаваемых образов.

Виды техник и приемов:

рисование пальчиками

рисование ладошками

рисование тычками из поролона

рисование ватными палочками силуэтное

рисование печатание листьями оттиск печатками из картофеля

тампонирование

рисование восковой стружкой

печатание листьями, пробками

тычок жесткой полусухой кистью

рисунки из ладошек 5–6 лет

кляксография

набрызг

оттиск смятой бумагой

оттиск пробкой,

поролоном,

пенопластом

рисование песком

рисование мыльными пузырями

рисование мятой бумагой

гравюра монотипия предметная

пейзажная печать по трафарету

пластилинография эбру 6-7 лет

кляксография

монотипия

пейзажная диатипия, акватипия линотипия

рисование по фольге

рисование солью

рисование акварельными мелками

расчёсывание краски

монотипия предметная

чёрно-белый граттаж

цветной граттаж

тычкование матрицы

батик

Неклассические техники рисования, так же как и классические, могут применяться в работе с детьми любого возраста.

Неклассические техники сопряжены с использованием разнообразных материалов и помогут ребенку вывести на внешний план свои внутренние переживания.

Принцип психологической безопасности – ведущий по своей значимости и определяется безопасным пространством и отношениями со взрослым. Принцип одобрения предполагает безоценочное принятие любого творческого продукта, достигается позитивными ожиданиями, независимо от эстетической ценности

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИи.

Применение информационно-коммуникационных технологий в творческом развитии детей дошкольного возраста обеспечивает создание информационно насыщенного «поля исследования и творческого преобразования», что способствует развитию визуальной культуры, познанию разнообразной информации через экспериментирование и игру, переносу акцентов с информационных методов на демонстрационные.

Современные медиаресурсы разнообразны:

компьютерные игры,

сайты и виртуальные музеи для детей,

электронные энциклопедии,

пособия,

электронные презентации и каталоги, включающие качественные копии предметов искусства, информацию о жизни и творчестве художников, скульпторов, истории и культуре края, истоков возникновения народных промыслов.

Современный программно-методический комплекс «Фантазеры. Моя страна» (Туйчиева И. Л., Горницкая О. Н.) предназначен для работы с интерактивной доской или в компьютерном классе.

• Природа России – создание пейзажей российской природы, конструирование картин городской или деревенской местности, образов родного дворика.

• Архитектура России – моделирование картин с характерными архитектурными объектами: жилыми домами, храмами, памятниками культуры и др.

• Национальные костюмы – создание бумажных моделей кукол в одежде по мотивам народного костюма (славянского, тюркского, монгольского, финноугорского, кавказского).

Особенностями программы «Фантазёры» являются:

• специальные разделы для разработки макетов бумажных кукол в разных образах для сюжетно-ролевой и театрализованной игры;

• краски и инструменты для изменения свойств, предложенных объектов и элементов;

• несколько уровней сложности для использования детьми разного возраста;

• возможность сохранить и распечатать созданную работу.

SТEM-образование в развитии художественного и технического творчества воспитанников, выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современного образования. Элемент творчества может присутствовать в любом виде детской деятельности и, конечно, справедливо говорить не только о художественном, но и о техническом творчестве.

Одним из современных направлений в дошкольном образовании является STEM-образование (естественные науки, технология, инженерия и математика, обеспечивающее развитие детей одновременно в разных областях. Рассмотрим на примере парциальной программы «STEM-образование детей старшего дошкольного возраста.

Образовательный модуль «Мультстудия «Я творю мир». Он основан на принципах деятельностного подхода и предполагает создание условий для специфичных видов деятельности детей. Модуль объединяет решение задач художественного и технического творчества детей старшего дошкольного возраста. Он позволяет на современном уровне демонстрировать результаты работы детей над различными проектами посредством создания ребёнком собственного мультипликационного фильма. Это достижимо через освоение информационно-коммуникативных, цифровых и медийных технологий, через организацию продуктивной деятельности.

ТЕХНОЛОГИЯ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

С целью оптимизации образовательного процесса в группе и построения индивидуального образовательного маршрута ребёнка проводится диагностика уровня развития художественно-творческих способностей. восприятие художественных образов (искусство) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов; - эмоциональность (возникновение «умных эмоций»)

Но не каждый ребенок обладает большинством сформированных критериев ввиду особенностей развития.

Вывод: Педагогическая технология это средство повышения педагогического мастерства работников дошкольного образования, средство достижения более высоких результатов, средство выбора более эффективных способов решения образовательных задач. Внедрение инновационных технологий имеет большое практическое значение для повышения качества дошкольного образования и для формирования активности ребенка в познании окружающего мира. Применение новых инновационных технологий, а также использование уже зарекомендовавших себя технологий, является эффективным и действующим методом для становления творческой личности ребенка.

Публикации по теме:

Хеппенинг как технология художественно-эстетического развития детей раннего возрастаХеппенинг как технология художественно-эстетического развития детей раннего возраста Разрешите вам представить опыт МАДОУ ЦРР № 27 «Росинка» г. о. Ступино Московской области по теме «Хеппенинг, как технология художественно-эстетического.

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Технология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возрастаТехнология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов Значение развития мелкой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая технология художественно-творческого развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 2 марта 2025 в 10:14
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая технология художественно-творческого развития детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Решина (УИ 172550) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
05 марта 2025 среда
Встречаем первый месяц весны!
Проводим день без гаджетов!
06 марта 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД