Татьяна Садыкова
Опыт работы по теме «Сотрудничество семьи и школы в воспитании обучающихся»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педсовете по теме : «Сотрудничество семьи и школы в воспитании обучающихся»
Значительная роль в процессе воспитания подрастающего поколения отводится сотрудничеству семьи и школы. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Однако высокий уровень занятости, низкая педагогическая культура родителей негативно влияют на нравственное развитие детей.
Публикация «Опыт работы по теме „Сотрудничество семьи и школы в воспитании обучающихся“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Единство требований к детям, согласованность действий, совместная работа по закреплению и развитию успехов, а также преодоление недостатков в формировании личности школьника - все это обеспечивает положительный результат общих усилий семьи и школы в воспитании детей.
Возникшие проблемы и задачи нужно решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов. Общеизвестно, что родители, например, младших школьников испытывают огромный интерес к делам школы, поэтому именно этот период следует использовать для укрепления единства семьи и школы в деле воспитания.
Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание школьников, их важнейших качеств личности. В семье ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности школьника.
Велика роль семьи в развитии духовных потребностей, интересов, склонностей ребенка. Таким образом, гармоничное развитие личности немыслимо без семейного воспитания, которое должно сочетаться и подкрепляться общественным.
Если наши дети приучены к труду, не боятся трудностей, выходят из стен школы всесторонне развитыми, хорошо подготовленными к жизни людьми, то это результат хорошо спланированной творческой работы семьи и школы.
Классный руководитель, как педагог, обладающий большой компетентностью в области психолого-педагогических знаний лучше знающий детей в широкой социальной среде, в общении со сверстниками, может организовать психолого-педагогическое просвещение родителей. Наиболее продуктивным является сотруднический тип взаимодействия, который позволяет получить объективные знания о семье, опираться на лучшие стороны семьи, адекватно его оценивать, способствует формированию гуманных, доброжелательных и доверительных взаимоотношений с семьей. Сотрудничество возможно при активности взаимодействующих сторон, когда они осознают общие цели и действия. Учитель является связывающим звеном между школой и семьями учащихся.
Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Одна из обязанностей классных руководителей школы- изучение семьи школьника, её воспитательных возможностей, атмосферы семейного и патриотического воспитания.
Педагогический коллектив школы видит свою задачу, прежде всего в том, чтобы помочь родителям овладеть педагогическими знаниями и умениями, приёмами воспитания и взаимодействия с детьми, чтобы помочь создать родителям в семье ту благоприятную окружающую среду, которая необходима для развития ребёнка. Каждый учитель строит свою систему работы с родителями. Секрет успеха заключается в том, чтобы не ограничиться отдельными парадными мероприятиями, а организовать взаимно интересную, насыщенную повседневную жизнь детей и взрослых. Самым важным в работе педагогический коллектив считает участие родителей в воспитательном процессе через совместные творческие дела. Ни одно дело в школе не проводится без участия родителей. Связующим звеном и дополнительным направлением в воспитательной работе школы является направление «Патриотическое воспитание младших школьников». Ребята вместе с родителями знакомятся с правилами поведения в школе, историей своей семьи, семейным укладом и традициями. Взрослые и дети вместе участвуют в конкурсе Военно – патриотической песни, посвящённом 23 февраля», в празднике Масленицы принимали всегда активное участие (готовили угощения для ярмарки, украшения, костюмы для детей, Школьные линейки, посвящённые различным памятным датам – опять таки помощь родителей в организации …. Все эти мероприятия сближают детей, родителей и педагогов. Тематические классные часы, посвящённые Дню освобождения города Шахты от немецких войск, 9 Мая, Дню Матери и другие - это совместная работа классного руководителя и родительской общественности. Семейные творческие дела, участие в выставках, фотоконкурсах, в конкурсах прикладного искусства совместно с ГДДТ - вот далеко неполный перечень мероприятий, в которых принимают вместе участие дети и родители.
Очень важны и необходимы для развития и воспитания личности ребёнка встречи, которые проходят между учениками школы и представителями старшего поколения – ветеранами ВОВ, тружениками тыла. Мероприятия эти тематические, посвященные праздникам и различным датам, к каждой встрече ветеранов готовятся и учителя, и ученики школы. Вот уже который год ребята к 9 Мая совместно со своей семьёй пишут письма своим погибшим на войне родственникам, пишут о том, как живут сейчас без войны, как учатся, как благодарны им, защитившим мир от фашизма. После таких встреч и мероприятий не приходится долго объяснять школьникам, что надо уважать пожилых людей, они понимают это сами.
Самыми любимыми для детей и запоминающимися для родителей являются яркие, красочные концерты посвященные Дню матери, Дню Победы, конкурсы «Мисс Осень и Мистер Осень» и другие. В таких мероприятиях принимает участие вся школа, от мала до велика: одни готовят концертные номера, другие готовят своими руками поделки на выставку, кто-то занят оформлением. Каждый ученик школы и родитель стараются внести свой вклад в такие общие творческие дела. И взрослые, и дети получают от общения на таких замечательных праздниках положительные эмоции. Родители гордятся своими детьми, а дети радуются от предоставленной возможности показать своё мастерство, своё умение взрослым.