Елена Корниенко
Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС дошкольного образования определяет требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, и в частности критерии развивающей предметно-пространственной среды.
Согласно положениям Стандарта развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы.
Публикация «Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа психолога в ДОУ
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе,техническими,соответствующими материалами, в том числе расходным игровым,спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой образовательной программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать :
- игровую,познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе, с песком и водой);
-двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Насыщенность образовательной среды – характеристика двойственная. С одной стороны,она может оказывать благоприятное воздействие, стимулируя активность, самоизменения ребенка и творческий характер его деятельности, а с другой – может вызывать напряженность, тревогу, дестабилизировать эмоциональное состояние ребенка и препятствовать реализации его интеллектуального и личностного потенциала. Соответственно насыщенность образовательной среды может играть как стимулирующую, так и ограничивающую и даже сдерживающую развитие роль.
Объективная насыщенность и напряженность образовательной среды зависит от интенсивности, сложности и специфики образовательной программы, реализуемой в ДОО. Стандарт предусматривает возможность реализации различных образовательных программ, в том числе разными структурными подразделениями организации, парциональных образовательных программ, направленных на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности, культурных практиках. Таким образом, основная образовательная и парциональные программы позволяют варьировать содержание образовательного процесса, что оказывает влияние на насыщенность и напряженность образовательной среды. Разумеется, насыщенность и напряженность следует оценивать через призму индивидуальности, возраста и психических особенностей воспитанников ДОО.
Важными положениями ФГОС дошкольного образования являются обеспечение эмоционального благополучия дошкольников, ориентация на гуманистическое взаимодействие, учет индивидуальных потребностей детей. Одно из требований в отношении образовательной среды – психологическая безопасность.
Психологическая безопасность среды обеспечивается путем формирования положительной, доброжелательной обстановки, в которой ребенок чувствует себя уверенно, спокойно, не испытывает враждебного воздействия.
Социальные отношения как компонент образовательной среды строятся на следующих способах взаимодействия: сотрудничество, признание прав и его свобод, обсуждение, сопереживание, поддержка, гибкое введение ограничений, стимулирующая система требований. В условиях такой системы социальных отношений ребенок испытывает чувства психологической защищенности, принятия своей индивидуальности, веры в справедливый мир. Во взаимодействии с социальными взрослыми (воспитателями, педагогами, помощниками воспитателей и др.) психологический комфорт и эмоциональное благополучие достигаются в условиях образовательной среды, для которой характерны следующие параметры:
- отсутствие необоснованных запретов;
- продуманная, последовательная система требований и правил взаимодействия;
- отсутствие психологических манипуляций со стороны взрослых;
- субъективное личностное общение с ребенком;
- предоставление ребенку возможностей для самостоятельной деятельности, проявления инициативы и принятия решений (в рамках возраста);
- возможности выбора деятельности, формы активности, продолжительности занятий на основе поддержания интереса;
- возможности завершать начатое дело, реализовать замысел, цель, игровое намерение и т. д. (среда должна обеспечивать благополучие и комфорт в ощущении времени – отсутствие спешки, дефицита времени, невозможности завершить начатое дело);
- открытое, позитивное информирование ребенка о разных сторонах жизни в соответствии с возрастным уровнем понимания, создание отношений доверия;
- поощрение собственной активности ребенка, самостоятельности и напряжения сил при сохранении взрослым функции поддержки и регуляции;
- наличие адаптивных ритуалов, вплетенных в ежедневное взаимодействие с окружающими;
- удовлетворенность всех субъектов образовательных отношений уровнем взаимодействия в среде.
Чувство небезопасности, эмоционального неблагополучия и психологического дискомфорта возникает у ребенка по следующим причинам:
- сверхсильная стимуляция;
- принятие за ребенка решений и выполнение за него действий;
- манипуляция ребенком, использование его в качестве инструмента для достижения других целей;
- ограничение детской инициативы и активности;
- неудовлетворение потребностей, в том числе в движении, общении;
- формирование у ребенка неадекватных представлений о себе и о мире, введение его в заблуждение, обман;
- использование неадекватной системы поощрений и наказаний;
- непредъявление ребенку позитивных ожиданий в отношении его развития;
- непредсказуемость шума (неожиданные непонятные ребенку шумы, отсутствие минимально необходимой информации о происходящих вокруг него событиях;
- непредсказуемость жизнедеятельности во времени.
Образовательная среда должна позволять выстроить границы между «Я» и «не – Я» сначала материально (столик рисования, персональный шкафчик, уголок уединения и т. д., а затем и в социальном взаимодействии, обстановка должна напоминать ребенку о правилах общения. Таким образом среда способна выделять отдельного индивида и формировать у детей взаимное уважение к границам личности. Освоение социальных норм и правил позволяет личности проявлять свою индивидуальность внутри определенных границ, задаваемых обществом, и тем самым создавать условия другим для свободного самовыражения в рамках установленных границ.
Ключевыми психологическими характеристиками среды как пространства личности выступают территориальность, телесный комфорт и безопасность, личные вещи,возможность реализовать вкусовые временные предпочтения. Доктор психологических наук С. К. Нартова – Бочавер указывает на то,что окружающая среда должна обеспечить ребенку чувства места,переживания пространства ДОО как своего, близкого и безопасного. Рассмотрим эти характеристики подробнее.
Территориальность означает выделение хорошо знакомого пространства, которое безопасно используется в личных целях, и интимного пространства личности,которое нарушается другими только с согласия самого ребенка (телесный контакт, пространственная близость, например, сидеть рядом, встать в пару, вместе танцевать и т. д.).Эта территория должна быть приватной и защищенной от вмешательства других без согласия ребенка. Личное пространство позволяет принимать решение о степени открытости и доверительности тех отношений, в которые ребенок вступает.
Телесный комфорт и безопасность связаны с удобством среды для передвижения, организации разнообразных видов деятельности, предоставления возможности комфортного пищевого поведения и отсутствием любых форм давления. Телесная чувствительность – важный для ребенка источник информации, а организация среды как условия овладения телесностью определяет не только физическое (что очевидно, но и интеллектуальное, личностное развитие, общее психическое здоровье дошкольника.
Еще один аспект личностного восприятия среды – персональные вещи – своеобразные символы личности, способы презентации окружению своего «Я». Они являются обязательным атрибутом психологически грамотно организованной среды и позволяют получать дополнительную информацию о ребенке. Личные вещи помогают дошкольнику строить отношения с окружающими, поддерживать свое «Я» и чувство безопасности, а также являются маркерами интимной территории.
Организация среды во времени (режимность, последовательность, темп и ритм деятельности) предоставляет детям возможность ощущать себя в безопасной и предсказуемой или, наоборот, в травмирующей и нарушающей эмоциональное благополучие обстановке. К позитивным временным характеристикам среды относятся последовательность и предсказуемость изменений, режимность, возможность выбора темпа деятельности, позволяющего завершать действия, реализовать временные привычки, предоставление права первенства (первый в паре, первый за столом).
Индивидуальные предпочтения удовлетворяются в среде, в которой:
- допускается альтернативное разнообразие видов деятельности и используемых предметов;
- стимулируется творческая активность и реализуются вариативные программы развития.
Уважение к вкусам и ценностям личности ребенка способствует развитию самоуважения, толерантности к вкусам и ценностям других людей, формированию ответственного выбора.
Развиваясь в определенной «жизненной среде», ребенок адаптируется к ней через процессы приспособления и преобразования (ассимиляции и аккмодации). Представления ребенка об окружающем мире и о себе в нем становятся одной из задач конструирования образовательной среды, направленной на формирование позитивной, возрастно-нормативной идентичности.
Представления об окружающем мире в самом широком смысле слова, моделируемые образовательной средой, определяют формирование такого компонента представлений о себе, как «средовая идентичность».
Одной из технологий формирования «средовой идентичности» может быть создание «места поведения», то есть объективных, ограниченных во времени и пространстве ситуаций, которым свойственен определенный набор действий и моделей поведения. Подобные ситуации могут быть связаны с различными поведенческими моделями пребывания детей в общественных местах, выполнением социальных норм и правил и т. п. Существуют типичные нормы поведения, системы отношений и взаимные ожидания, предсказуемо связанные между с конкретной территорией и временем. Такие «места поведения» помогают ребенку ориентироваться в социальном мире.