Татьяна Куделина
Выступление на педагогическом совете по теме «Компетентный педагог — талантливый ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2. «У каждого ребенка - своя миссия. Это значит, что каждый ребенок – есть неповторимость и наделен от природы особым, тоже неповторимым сочетанием возможности и способности, у каждого своя изюминка. Если помочь ей развиться, создать условия, то, ребенок, став взрослым принесет окружающим радость, станет соратником, помощником, надеждой» - (Ш. Амонашвили).
Но, чтобы воспитатель смог увидеть «изюминку» в ребенке, а тем более создать условия для её развития, педагог должен быть профессионально компетентен.
Публикация «Выступление на педагогическом совете по теме „Компетентный педагог — талантливый ребенок“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Слайд 3. Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.
Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.)
Слайд 4. В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:
1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.
2. Готовность решать профессиональные предметные задачи.
3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.
Слайд 5. На сегодняшний день уровень компетентности складывается из : коммуникативной, регулятивной, операциональной, умение правильно общаться с родителями воспитанников, информационной и интеллектуально-педагогической компетентностей.
Коммуникативная компетентность – это, во-первых, личное качество учителя, формирующееся в процессе информированности педагога о целях, сущности, структуре, средствах, особенностях педагогического общения; уровня владения соответствующей технологией; индивидуально-психологических качеств специалиста; стремление к постоянному совершенствованию коммуникативной деятельности; ориентации на личность человека, как на главную ценность, а также способности к нестандартному, творческому решению задач, возникающих в процессе педагогического общения.
Информационная компетентность включает объем информации (знаний) о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте работы других педагогов.
Регулятивная компетентность педагога предполагает наличие у него умений управлять собственным поведением.
Она включает в себя: целеполагание, планирование, мобилизацию и устойчивую активность, оценку результатов деятельности, рефлексию. Главными определяющими факторами деятельности являются нравственные ценности.
Интеллектуально-педагогическую компетентность можно рассматривать как комплекс знаний и умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации, как качества интеллекта: аналогия, фантазия, гибкость и критичность мышления.
Операциональная компетентность определяется набором навыков, необходимых педагогу для осуществления профессиональной деятельности: прогностические, проективные, предметно-методические, организаторские, педагогической импровизацией, экспертные.
Умение правильно общаться с родителями воспитанников – одна из главных и может быть трудных проф. компетенций.
Слайд 6. Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
воспитательно-образовательной;
учебно–методической;
социально–педагогической.
Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности : осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога : знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.
Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности : планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности : знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.
Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.
Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности : консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.
Слайд 7. Образовательная деятельность в условиях ДОУ к реализации ФГОС должна быть ориентирована на развитие следующих педагогических умений :
• Исследовательских
• Проектировочных
• Организаторских
• Коммуникативных
• Конструктивных
Исследовательских: умение оценивать мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др.); изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка; провести анализ результативности воспитательно – образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по отдельному направлению; умение провести самоанализ работы с позиции требований ФГОС.
Проектировочных: умение разработать сценарий проведения воспитательного мероприятия и др., в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях перехода и реализации ФГОС; разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей.
Организаторских: умение применять в педагогической практике современные образовательные технологии; современные подходы к воспитательно-образовательной деятельности; умение включить детей в различные виды деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям.
Коммуникативных: умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием.
Конструктивных: умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы; соблюдать принципы (деятельностного подхода) реализации образовательного процесса.
Слайд 8. Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога :
- работа в методических объединениях, творческих группах;
- исследовательская, экспериментальная деятельность;
- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
- различные формы педагогической поддержки;
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;
- обобщение собственного педагогического опыта
Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.
Воспитатель 21 века – это:
- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
- Умеющий организовать рефлексивную деятельность;
- Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Слайд 9. Кроме перечисленных компетенция, воспитатель, стремящийся воспитать талантливого ребенка, должен обладать и рядом качеств, а именно.
1. быть доброжелательным и чутким;
2. разбираться в особенностях психологии одаренных и талантливых детей, чувствовать их потребности и интересы;
3. иметь высокий уровень интеллектуального развития;
4. иметь широкий круг интересов и умений;
5. иметь живой и активный характер;
6. обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);
7. проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
8. иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;
9. обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью.
Слайд 10. Немало важной составляющей профессиональной компетентности являются и профессионально значимые личностные качества педагогов :
• высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, эмпатии;
• внутренний локус контроля;
• высокая и адекватная самооценка;
• стремление к личностному росту (чему способствует участие в семинарах, в работе методического объединения, создание творческих и конкурсных работ).
Все вышеназванные качества срабатывают эффективно лишь в системе и тогда, когда подчинены важнейшему качеству педагога — «желанию жить в воспитаннике и быть ему положительным примером». И как следствие, если компетентен педагог, то он всегда воспитает талантливых детей.
Слайд 11, слайд 12.