Маркина Ольга Владимировна
Выступление на педагогическом совете. Из опыта работы «Роль сюжетно-ролевой игры в речевом развитии ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогическом совете
«Речевое развитие дошкольников : проблемы, пути и решения». Из опыта работы «Роль сюжетно-ролевой игрыв речевом развитии ребенка»
Подготовила: воспитатель 1кв. категори Маркина Ольга Владимировна
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сюжетно-ролевые игры
- Экспериментирование. Консультации для родителей
- Темочки
Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической.
Главную роль в развитии речи детей и пополнение словарного запаса играет воспитатель и его речь, поскольку большую часть дети проводят с ним, начиная с раннего возраста.
Активно развивается речь ребенка в игре. Сюжетно-ролевая игра способствует развитию речевых навыков и умений. Дети в игре разговаривают с игрушками, подражают голосам зверей, героям произведений, гудению самолета, поезда и т. д. Все это позволяет развивать речевую активность : овладеть навыками монологической и диалогической речи, развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи.
В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.
Именно в игре лучше всего осуществляется воздействие на речь и личность ребёнка.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, этим самым осмысливает их, словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. А основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаше всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра, вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
В раннем возрасте сюжетно-ролевые игры – отобразительные. Они отображают ежедневные бытовые ситуации, в которых воспитатели используют элементы обучающих игр: дидактических, театрализованных, пальчиковую гимнастику, артикуляционную и дыхательную гимнастики, которые способствуют развитию речи.
В младшем и среднем возрастах к сюжетно-отображающей игре присоединяются самостоятельные с-р игры, в которых так же используются обучающие игры, развивающие речевые навыки и умения.
В старшем возрасте воспитатель создает условия для возникновения новых самостоятельных игр на основе знакомых. Способствует развитию творческого воображения в игре, где развиваются и совершенствуются речевые умения. Сначала в разыгрывании первоначальных сюжетов игр должен всегда присутствовать воспитатель (для развития связной, грамматической речи). А дальше в самостоятельных играх детей воспитатель корректирует их речь.
Детям тяжело грамматически правильно связывать и согласовывать слова в предложения, составлять рассказы. Для этого мы, воспитатели используем сюжетно-ролевую игру, как обучающую форму взаимодействия для развития речевых навыков, часто используя литературные произведения.
Главной особенностью является то, что в игре ребёнок воплощает свой взгляд, свои представления, своё отношение к тому событию, которое развивается.
Работу в нашей группе мы начали с того, что оборудовали центры сюжетно-ролевых игр. Работа делилась на два этапа: на первой этапе осуществляется подготовительная работа : дидактические игры, рассматривание альбомов, чтение художественной литературы (слайды). Второй этап непосредственно сама сюжетно-ролевая игра (слайд).
Виды сюжетно-ролевых игр :
1. Игры на бытовые сюжеты : в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль, милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия).
3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).
4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов, в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.
5. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах — и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.
В нашей группе большая часть оборудования для игр комплектуется по коробкам, где есть надпись с названием игры и картинка, обозначающая её тематику, что позволяет детям выбирать игру по своим интересам. Мобильность предметно - игровой среды позволяет детям её трансформировать в соответствии с собственными замыслами и развитием сюжета.
Учитывая специфику речевого развития детей группы, нами используется метод прямого руководства игрой, что позволяет активно воздействовать на развитие связной речи у детей.
Так же используется метод косвенного воздействия на игру детей. Роль воспитателя заключается с одной стороны в наблюдении за играющими детьми и с другой стороны в направлении замысла и действия детей с помощью совета, вопроса, подсказки.
Результаты работы свидетельствуют об эффективности использования сюжетно – ролевой игры в развитии связной речи детей. Наполняется словарный запас, рассказывание детей становится самостоятельным и целенаправленным, речь носит активный и ролевой характер.
Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста, Надежда Константиновна Крупская писала: «…игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего».