Марина Лазарева
Консультация для воспитателей «Физкультурный уголок»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время большое внимание уделяется физкультурному воспитанию подрастающего поколения. Для этого необходимо не только заниматься физкультурой на физкультурных занятиях, но и в режимные моменты в группе поддерживать интерес к спорту. А это возможно не только при организованной физкультурно-оздоровительной работе, но и при наличии правильно оформленного спортивного уголка в группе.
Публикация «Консультация для воспитателей „Физкультурный уголок“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нестандартное оборудование по физкультуре
- Оформление детских садов
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Физкультурные и спортивные уголки в группах
- Темочки
Ученными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность. Следовательно, умственное и двигательное развитие-это два связных друг с другом процесса. Необходимо искать оптимальные технологии, обеспечивающие наибольшую интеграцию познавательной и двигательной деятельности.
Известно, что игровая деятельность-главная составляющая двигательной активности ребенка. Именно поэтому интеграция областей художественного творчества и физической культуры строится на игровой деятельности. Игровая методика помогает вовлекать детей в процесс творчества, создавать общую творческую атмосферу непосредственно в процессе обучения, благоприятствует появлению общего интереса к предмету. В игровое действие дети включаются легко. но требуют повышенного внимания к себе; преобладают эмоции, желание действовать, выделиться. Поэтому очень важно подкрепить детскую потребность показать себя, дать попробовать свои силы в разных видах деятельности. Целенаправленно подобранные подвижные игры, подвижные игры дидактической направленности, игры-эстафеты, игры малой подвижности, развивающие мелкую моторику, координацию движений, равновесие и т. д. стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей, развивает творческий потенциал. Необходимо также правильно организовать физкультурный уголок для самостоятельной деятельности детей, который находится в каждой группе детского сада.
Главная цель физкультурного уголка :
Физкультурный уголок служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни.
Задачи физкультурного уголка :
- развитие движений и совершенствование двигательных функций;
- достижение необходимой для возраста физической подготовленности;
- предупреждение нарушений опорно-двигательного аппарата;
- создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной
деятельности в коллективных играх и развлечениях;
- приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.
Какие требования предъявляются к физкультурному уголку и оборудованию в нем?
В практике детского сада существуют определенные требования к физкультурному уголку, его расположению. Известно, что одним из условий физического воспитания в дошкольном учреждении является создание материальной среды: рациональная планировка помещения, обеспечение мебелью для детских садов и физическим оборудованием в соответствии с возрастом детей. Физкультурный уголок должен быть максимально приспособлен для удовлетворения потребности детей в движениях. К физкультурному уголку и его оборудованию предъявляются следующие требования: педагогические, эстетический, гигиенические.
Одним из необходимых требований является обеспечение безопасности детей при использовании оборудования. Каждое пособие должно быть прочным, надежным, пригодным для эксплуатации.
Прежде всего, в групповой комнате нужно правильно выбрать место для расположения физкультурного уголка. В целях безопасности его необходимо удалить от окон и дверей. Для того чтобы не мешать детям в других зонах, спортивный уголок не следует совмещать с уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей. Наилучшим решением проблемы является размещение физкультурного уголка в нише групповой комнаты.
При оформлении уголка необходимо учитывать взаимосочетание отдельных снарядов по форме, цвету, величине. При создании физкультурного уголка необходимо учитывать санитарно-гигиенический требования. Все оборудование должно быть безвредным, не иметь неприятных запахов, иметь термо-влагоустойчивость.
Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требования, быть экологически чистыми и прочными. Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования должно способствовать воспитанию художественного вкуса у детей. наиболее предпочтительны для окраски оборудования нежные пастельные тона.
Физкультурные пособия помогают детям добиваться более четкого представления о движении, которое складывается на основе ощущений и восприятия. Самостоятельная двигательная активность детей определяется наличием конкретных знаний о разных способах выполнения упражнений с использованием физкультурного оборудования. Важно, чтобы в процессе обучения детей движениям пособия способствовали более быстрому их освоению.
Физкультурные пособия в значительной мере способствуют повышению интереса детей к выполнению различных двигательных заданий в необычных условиях (лесу, тренажерном зале, на спортивной площадке, что ведет к удовлетворению их потребности в двигательной активности, а также благотворно сказывается на состоянии здоровья детей, их физическом и умственном развитии.
Участие детей в подготовке пособий к разным видам занятий по физической культуре формирует у них навыки аккуратного и бережного обращения.
Целесообразно комплектовать оборудование в соответствии с разными видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр. С помощью оборудования и пособий должно обеспечиваться правильное выполнение разнообразных комплексов физических упражнений (обще развивающих, упражнений в основных видах движений, а также целенаправленное формирование различных физических качеств (ловкости, гибкости, выносливости,скоростных и скоростно-силовых качеств).
Наличие в комплектах разнообразного оборудования обусловлено спецификой построения и содержания разных видов занятий по физической культуре (утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика после дневного сна, занятие по физической культуре, игры и упражнения на воздухе и в помещении, физкультурные досуги и праздники).
В связи с тем, что дошкольным учреждениям приходится самостоятельно обеспечивать себя необходимым оборудованием важно при его подборе учитывать рекомендации, которые достаточно полно раскрыты в аннотированном перечне Т. И. Осокиной, Е. А. Тимофеевой, М. А. Руновой "Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений", Москва, "Мозаика-Синтез", 1999.
При подборе физкультурного оборудования существенное значение имеет учет особенностей физического развития детей и возрастных этапов формирования моторики. Поэтому оборудование должно быть подобрано в соответствии с возрастными группами.
В младшей группе детского сада уголок оформляется как часть большой игровой зоны. Для малышей должны быть и горки для ходьбы, и игрушки-каталки, и мячи разных размеров. дети 2-4 лет постоянно находятся в активном движении и по своему усмотрению пользуются предложенными игрушками.
В спортивном уголке находятся приспособления для организованной деятельности детей: для проведения спортивных игр и упражнений. Поэтому там должны быть маски для игр. В основном, это те персонажи, которые чаще всего встречаются в играх: кот, заяц, лиса, медведь, волк. Предметов, для проведения упражнений, должно быть много-на всех детей группы: кубики, мягкие мячики. Обязательно должен быть бубен для выполнения упражнений в предложенном ритме.
В средней группе детского сада спортивный уголок дополняется альбомами по ознакомлению с различными видами сорта: "Зимние виды спорта", "Летние виды спорта". Спортивные приспособления для проведения упражнений теперь уже нужны не для всех детей, а только для подгруппы, потому что дети сами организуют спортивные игры, копируя действия инструктора по физкультуре. В свободном доступе находятся и спортивные игры: городки, кегли, дартц.
В старших группах целесообразно создать вариативные, усложненные условия для выполнения разных видов физических упражнений с использованием пособий. В старших группах необходимо знакомить детей с важнейшими событиями спортивной жизни страны и помещать соответствующий материал в уголке (иллюстрации, игры, и т. д.).
Комплектация уголков :
Теоретический материал:
-картотека подвижных игр в соответствии с возрастом детей;
-картотека малоподвижных игр в соответствии с возрастом детей;
-картотека физкультминуток в соответствии с возрастом детей;
-картотека утренних гимнастик в соответствии с возрастом детей;
-картотека бодрящих гимнастик в соответствии с возрастом детей;
-картотека считалок;
-иллюстрационный материал по зимним видам спорта;
-иллюстрационный материал по летним видам спорта.
Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр: эмблемы, маски, оборудование (например-ленточки, для всех возрастных групп).
Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук:
-мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;
-коврики и массажные дорожки с рельефами, "ребрами", резиновыми шипами и т. д. ;
-бросовый материал (шишки, яйца от киндер сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.
-нестандартное оборудование, сделанное своими руками;
-мячики-ежики;
Для игр и упражнений с прыжками:
-скакалки;
-обручи;
-шнуры;
-бруски.
Для перешагивания, подъема и спуска:
-бруски деревянные.
Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием:
-кольцеброс, мячи резиновые разных размеров;
-кегли;
-нестандартное оборудование.
Выносной материал:
-мячи резиновые;
-скакалки;
-обручи;
-лыжи;
-хоккейные клюшки;
-санки и т. д.
Наличие бубна для проведения утренней гимнастики.