Taтьяна Мартыновская
Исследовательское обучение как один из способов формирования познавательной активности
▼ Скачать + Заказать документы
Деловая игра для педагогов
«Исследовательское обучение, как один из способов формирования познавательной активности»
(технология А. И. Савенкова)
Подготовила:
Мартыновская Т. Н. воспитатель
Кулунда 2018
Деловая игра для педагогов
«Исследовательское обучение, как один из способов формирования познавательной активности»
(технология А. И. Савенкова)
Публикация «Исследовательское обучение как один из способов формирования познавательной активности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
- Добрый день, уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на нашей деловой игре «Технология исследовательского обучения А. И. Савенкова как один из способов формирования познавательной активности дошкольников».
Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли вы с занятия, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет.)
- А сейчас давайте с вами разделимся на две команды. Берём синие и красные кружки. У кого синий кружок, проходите к левому столу, а у кого красный кружок, присаживайтесь за правый стол.
Советский и российский психолог, и педагог, специалист в области психологии исследовательского обучения, доктор психологических и педагогических наук, а также профессор Александр Ильич Савенков сказал:«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».
А. И. Савенков предложил более детализированную структуру исследования. Давайте пройдё мся по этапам:
1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
2. «Инкубационный период». Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы
найти).
3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы и исследования).
4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в томчисле должны быть высказаны и нереальные — провокационныеидеи).
5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
6. Разработка методики проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурироватьполученный материал, используя известные логические правила и
приемы).
9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования и др.).
10. Доклад (защитить его публично перед сверстникамии взрослыми, ответить на вопросы).
11. Обсуждение итогов завершенной работы. Рефлексия.
Сегодня мы с вами продолжим познавать тонкости организации исследовательской деятельности.
Итак, чтобы перейти к более сложной части, я предлагаю вам несколько заданий для активизации мозговой деятельности. - Перевёртыши (строки из пословиц и поговорок)
Счастье перемещается кучами. (Беда не ходит одна)
Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта)
Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь)
Уговори умного к черту послать, так и нога заживет. (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет)
Безделью часы — слезам год. (Делу время — потехе час)
Начал развлекаться — трусливо сиди дома. (Сделал дело — гуляй смело)
- А сейчас я буду задавать вопросы командам, если одна из команд не отвечает, то ответить может другая команда.
1. Что подразумевается подпознавательно-исследовательской деятельностью детей в детском саду? – специально организованная деятельность, позволяет ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о предмете, объекте, физическом или природном явлении.
Организация развивающей предметно - пространственной среды имеет первостепенное значение при развитии познавательных способностей, исследовательской деятельности. Грамотно организованная окружающая среда позволяет думать, анализировать, сравнивать, делать выводы, учить дошкольника задавать вопросы и находить ответы, ставить проблему и находить пути её решения.
2. Какие предпосылки познавательных универсальных учебных действий развиваются в процессе познавательно – исследовательской деятельности?
Предпосылками познавательных УУД являются :
• умение применять правила и пользоваться инструкциями;
• умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;
• умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.
• умение выделять существенные признаки объектов;
• умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);
• умение производить анализ и синтез объектов;
• умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Какие специальные знания и умения должны быть у детей для исследовательского поиска?
К ним мы относим знания, умения инавыки:
•видеть проблемы;
•ставить вопросы;
•выдвигать гипотезы;
•давать определение понятиям;
•классифицировать;
•наблюдать;
•проводить эксперименты;
•делать умозаключения и выводы;
•структурировать материал;
•готовить собственные мини-доклады;
•объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
4. Какие вы знаете формы организациипознавательно - исследовательской деятельности в работе с дошкольниками?
(Познавательные занятия, опыты, целевые прогулки, наблюдения, чтение научной и художественной литературы, организация коллекций и выставок, посещение музеев, библиотек.).
5. Как увидеть и сформулировать проблему?
( Увидеть проблему можно путем наблюдения: почему светит солнце, почему весной тает снег и т. д.).
6. Вставь в текст пропущенные слова
Опыт всегда должен строиться на основе …. которые дети получили в процессе наблюдения.
Ответ: имеющихся представлений и знаний
Очень важным умением является умение видеть проблему у детей. Под проблемой обычно понимают явно сформулированный вопрос,а чаще комплекс вопросов, возникающих в ходе познания. Однако древнегреческое слово problemaв буквальном переводе звучит как «задача», «преграда», «трудность», а не просто вопрос. Поэтому и термин «проблема»в современном звучании значительно шире, чем термин «вопрос».
-Сейчас я раздам вам карточки, и вы должны будете продолжить рассказ от имени своего героя.
2 задание: раздаю педагогам карточки, на которых написано:
1. Я гуляю во дворе с друзьями.
2. Водитель грузовика, едущего по дороге.
3. Летчик, отправляющийся в полет.
4. Мэр города.
5. Ворона, сидящая на дереве.
6. Зайчик в лесу.
Читаю неоконченныйрассказ:
«Наступила осень. Однажды утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»Как ты отнесешься к появлению первого снега?
Задание — «продолжить рассказ», (педагоги придумывают рассказы).
Аналогичных рассказов можно придумать множество и, используя их сюжеты, можноучить детей смотреть на одни и те же явления и события с разныхточек зрения. В ходе выполнения этого задания очень важно стремиться к тому,чтобы дети были раскованы и отвечали смело. На первых порахследует воздерживаться от критики и, не скупясь на похвалы, отмечать наиболее яркие, интересные, оригинальные ответы. Естественно, что у части детей они будут неизбежно однотипны.
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Чудесный мешочек». Итак, достаём с мешочка картинки с различными изображениями. Ваша задача:найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этомреального использования этого предмета.
1 команде: кирпич, газета, кусочек мела.
2 команде: карандаш, картонная коробка, лейка.
- А теперь давайте с вами поучимся выдвигать гипотезы. Гипотеза — это предположение. Она всегда требует проверки и входе проверки может подтверждаться или опровергаться.
Например, как птицы узнают дорогу на юг? Какими, например, могут быть гипотезы в данном случае? «Предположим, что птицы определяют дорогу по солнцу и звездам»; «допустим, птицы сверху видят растения (деревья, траву и др., ониуказывают им направление полета»; «а может быть, птиц ведут те,кто уже летал на юг и знает дорогу», «вероятно, что птицы находяттеплые воздушные потоки и летят по ним». «А может быть, у них естьвнутренний природный компас, почти такой, как в самолете или накорабле?»
Бывают и совершенно иные, особенные, неправдоподобные гипотезы, их обычно называют «провокационными идеями». В нашем случае это может быть, например, такая идея: «Птицы точно находят дорогу на юг, потому что они ловят специальные сигналы из космоса».
Важным умением для любого исследователя является умениезадавать вопросы. Дети — от природы исследователи, поэтомуони очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в данномискусстве.
4 задание: Раздаю участникам команд карточки.
Придумайте правдоподобную и неправдоподобную и гипотезы.
1. Почему весной появляются почки на деревьях? (правдопод.)
2. Почему течет вода? (неправдопод.)
3. Почему дует ветер? (правдопод.)
4. Почему металлические самолеты летают? (неправдопод.)
5. Почему бывают день и ночь (правдопод.)
6. Почему дети стали больше играть во дворах. (неправдопод.)
7. Почему Миша весь вечер не подходил к телевизору».(правдопод.)
8. Почему пожарный вертолет весь день кружил над лесом. (неправдопод.)
9. Почему полицейский автомобиль стоял у дороги. (правдопод.)
10. Почему цветы имеют такую яркую окраску (неправдопод.)
11. Почему зимой идет снег, а летом только дождь (правдопод.)
12. Почему Луна не падает на Землю (неправдопод.)
13. Почему самолет оставляет след в небе (неправдопод.)
14. Почему многие дети любят компьютерные игры (правдопод.)
- А сейчас мы с вами поучимся делать выводыи умозаключения.
Важным средством мышления является вывод, или умозаключение. Умозаключением называется форма мышления, посредством которой на основе имеющегося у людей знания и опыта выводится новое знание.
5 задание:
Вопрос 1 команде: Назовите как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными ( возможные ответы: стекло,лед, пластик, янтарь, кристалл и др.).
Вопрос 2 команде: Назовите как можно больше живых существсо следующими признаками: добрый, шумный, подвижный, сильный.
8 задание:
Педагогическая ситуация № 1
Воспитательница старшей группы часто спрашивает у своих воспитанников, что интересного в природе они видели, идя в детский сад или из детского сада.
Вот некоторые рассказы детей:
- Когда я шел, - говорит мальчик, - видел солнце. Оно большое, красное. Я теперь знаю, какое солнце нужно рисовать.
- Я видела красивые деревья, на них иней.
- Я видел, как переливаются на солнце сосульки, как блестит снег на солнце. Если присмотреться, снег голубоватого цвета и в тени это заметнее.
- Я видела, как красиво кружились и падали мягкие, пушистые хлопья снега, - говорит Лена.
Молодец, Леночка, - сказала воспитательница, - красиво рассказала. Почти как в стихотворении, помните?
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Многие дети, повторяя слова стихотворения, вспоминают, что и они видели, как снег падает, кружится. Это очень красиво.
Вопрос: С какой целью воспитательница просила рассказать о самом интересном, замеченном на пути в детский сад? В чем проявилась у детей любовь к природе?
Педагогическая ситуация №2
Утром, придя в детский сад, Ира первая заметила цветок настурции, подбежала к окну, захлопала в ладоши, закричала:
- Дина Давыдовна, ой какой! Какой красивенький, - наклонилась, осторожно погладила листок рядом с цветком, позвала свою подружку Лену. Подбежали и другие дети. Некоторые улыбались цветку, пытались его понюхать, другие стояли молча и смотрели на это «чудо».
Перед завтраком воспитательница собрала всех детей, чтобы еще раз посмотреть, какой расцвел цветок.
- Красивый, желтый с красным. Совсем такой, как на картинке.
Снова показала детям картинку, которую они рассматривали перед посевом. Дети обрадовались знакомой иллюстрации и с интересом сверяли ее глазами с натурой. Он пахнет хорошо, - продолжала воспитательница. - Когда много расцветет, понюхаем, а сейчас не надо, один сломать можно. Показала детям бутон:
Из него скоро такой же цветок расцветет, надо поливать настурцию, руками не трогать и не рвать. Так, в течение всего времени цветения никто не сорвал ни одного лепестка, в первую очередь дети стремились полить настурцию.
Вопрос: Какие чувства возникли у детей в результате наблюдения за цветущей настурцией? Чем можно объяснить бережное отношение детей к растению?
Вывод: Уважаемые коллеги! Что для вас сегодня показалось наиболее сложным? А как вы думаете, почему? А что вам сегодня понравилось больше всего?