Наталья Сердюкова
Час чтения «Поэтическое творчество Юрия Черных» для школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с творчеством Ю. Е. Черных;
приобщить детей к литературе писателей Сибири.
НА ДОСКЕ: портрет Ю. Е. Черных (1936 – 1994г., выставка книг поэта, детские рисунки, цветная вкладка и материал в журнале «Сибирячок» № 6 за 2008 год;
УЧИТЕЛЬ:
Сегодня мы с вами познакомиться с творчеством нашего сибирского поэта Ю. Е. Черных. Посмотрите, какие книги он написал для вас. Глядя на их иллюстрации, можно сказать, что его стихи весёлые, озорные. В них много выдумки. Их можно не только читать, с ними можно играть.
Публикация «Час чтения „Поэтическое творчество Юрия Черных“ для школьников» размещена в разделах
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Родился Юрий Егорович в 27 ноября 1936 г. в г. Усть – Куте. Жил в городе Братске, работал на заводе инженером.
Детство Юрия прошло в далёком таёжном селе Нижне – Илимске – среди таких же, как и он, босоногих сверстников… Живописная река Илим, богатая рыбой, и щедрая сибирская природа не только помогли им выжить в то голодное, жуткое время, но и помогали будущему поэту развить его раннее литературное дарование.
У него не было периода ученичества, что так свойственно обычно начинающим поэтам. Он не ходил в чине начинающего, он сразу возник как уже сложившийся поэт. Объяснение тут может быть единственное. Значит, исподволь, подспудно давно уже шла в душе интенсивная поэтическая работа. Сам поэт вспоминал, что не помнил того отрезка жизни, когда бы он не умел сочинять стихов.
Цепко держится в памяти случай из военного детства: он и его сестра сидят за столом под чёрным репродуктором и слушают последнюю фронтовую сводку. И вот губы мальчика вдруг зашевелились и что-то зашептали.
- Юра, ты, что там бормочешь? – спрашивает сестра.
- Стихи, кажется.
- Какие стихи?
- А которые сочиняются.
- Как это сочиняются? Ну-ка, что там у тебя сочиняется? – заинтересовалась сестра.
И 6-летний братишка повторил то, что сочинилось, а сестра запомнила. Это, это действительно оказались стихи, ритмически правильные и со смыслом: про ненавистных гитлеровцев и про Красную Армию, которая их победит. Вот эти стихи.
По дороге быстро
Едет паровоз
Он немецких Фрицев
В армию повёз
Это было летом
В самый жаркий день
Паровоз нечаянно
Налетел на пень
Паровоз подпрыгнул
А потом упал
Вывалились немцы
За ними генерал
Талант, конечно, был и остался на всю жизнь.
А вот Черных стал взрослым, сочинил своё первое стихотворение, которое дало название его первой книжки.
1-Й УЧЕНИК.
Гулял молодой папа с дочкой где-то за городом. Благо для Братска тех лет «за городом»- это близко, рядом, перешагнул бордюр шоссе- вот и «за городом», в лесу, на поляне. Правда, на сей раз папа с дочкой ушли подальше. И произошло вот что. Папа увидел вдали на лугу пасущуюся живность. Сам удивлённый и обрадованный, отвыкший от таких видов, он подхватил дочку на руки и состоялся примерно такой вот разговор:
- Дочка, смотри, кто там пасётся на лугу?
- Где?
- Вон там, подальше, далеко-далеко! Ну, кто там пасётся? Подсказать? Ко…
- Козы?
- Нет, не козы! Ко…
- Кони?
- Нет, не кони! Ко…
- Коровы?
- Правильно коровы.
УЧИТЕЛЬ.
И молодец папа, а мы смеем уточнить - молодой поэт - понял, что не только наткнулся на тему для стихотворения, но и почти сочинил его. К вечеру нашлись и последние заключительные, сразу не давшиеся строчки, потребовавшие уже не экспромтных способностей, а неизбежных в творчестве усилий поиска, вариантной разработки. И концовка «Пейте, дети, молоко- будете здоровы» оказалась самой удачной, то есть самой детской и существенной.
2-ОЙ УЧЕНИК.
В августе 1965 года стихотворение «Кто пасётся на лугу?» было опубликовано в газете «Огни Ангары». Спустя какие-то дни, номер этот попал в Москву и каким-то чудом- в Братске происходят приятные неожиданности!- оказался на столе у Александры Пахмутовой, композитора. Стихотворение в миг очаровало её и вскоре родилась песня, ставшая лауреатом международного конкурса детской песни в Софии. (Звучит песня в грамзаписи, если её нет, то один ученик читает стихотворение.)
УЧИТЕЛЬ.
Так нежданно негаданно родился детский поэт Юрий Черных. Сначала шли стихи для дочки и по поводу тех или иных происшествий, связанных с дочкой, что естественно и вполне объяснимо. (Ученики читают стихи «Познакомь» и «Жили-были»)
УЧИТЕЛЬ.
Постепенно творчество стало раскрепощаться, освобождаться от чрезмерных отцовских пут, и пошли стихи не только для и по случаю, а стихи вообще, для всех детей.
3-Й УЧЕНИК.
Мне нравятся у Ю. Черных стихи-загадки. Послушайте. «Загадки на грядках» (читает).
4-Й УЧЕНИК.
Я очень люблю скороговорки. И в книге «На кудыкиной горе» есть стихотворения «Егоркина скороговорка» (читает).
- Кто сможет быстро и чётко произнести некоторые Егоркины скороговорки?
(ученики повторяют те, что запомнили).
Жук, над лужею жужжа,
Ждал до ужина ужа.
Мышь шуршит у шалаша,
Векше шишку шелуша.
5-Й УЧЕНИК.
Читает стихотворение «Николкины слова»
УЧИТЕЛЬ.
- А как вы думаете, ребята, почему Николка называет различные инструменты своими словами?
- Почему у него -
ножик-режик
молоток-колоток
лопатка- копатка
топор- рубанок
Маленькие дети часто называют по подобию, которое производят. Об этом говорил в своё время и К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти».
Одна девочка вазелин называла- мазелин, язык-лижик, а мальчик, увидев, как папа подписал какой-то документ, сказал: «Папа подфамилил бумагу». (т. е. подписал, поставил свою фамилию).
6-Й УЧЕНИК.
Есть у Ю. Черных стихи-игры. Поэт играет в слова. Послушайте стихотворение «Встреча на косе» и подумайте, какие значения у слова косой?
УЧИТЕЛЬ.
- Правильно!
Косой- заяц,
Коса- девичья причёска,
Коса- сельскохозяйственное орудие труда,
Коса- узкая полоса земли вдоль берега реки.
У поэта есть много весёлых, задорных стихов о наших братьях меньших
(ученики читают «Кошачье семейство», «Зарядка», «Братья и сёстры».)
7-Й УЧЕНИК.
Есть в книгах Черных много озорных стихов о детях. Мне нравится стихотворение «Как умеет читать Эля» (читает).
УЧИТЕЛЬ.
Послушайте стихотворение «Тараторка» (читает).
Как вы думаете, автор выдумал таких героев, или он в жизни их, возможно, встречал? Читает ещё несколько стихотворений из книги «Весёлый разговор» и «На кудыкиной горе».
- Вам понравились стихи Ю. Черных? (дети отвечают, обосновывая ответы).
А теперь давайте разгадаем кроссворд.
Если вы были внимательны, то быстро разгадаете и по вертикали прочитаете кличку кота из стихотворения «Зарядка». (кот Коверкот)
1. Кого напугали летучие мыши?
2. Кто приходил к нам в гости и помог починить табурет?
3. Какое слово прочла Эля?
4. Кого называли Хохлаткою в стихотворении «Жили-были»?
5. Как прозвали Тамару за очень быструю речь?
6. Про что поёт ёж в своей песне?
7. Какие сочные загадки выросли на грядке?
8. Что Николка называл рубанком?
УЧИТЕЛЬ.
Молодцы ребята, я надеюсь, вы теперь не забудете стихи нашего поэта- земляка Ю. Черных, в грустные минуты они вас развеселят, научат трудиться и любить всё, что нас окружает- животных, растения, цветы.