Ирина Лебедь
Опыт работы «Синквейн как метод развития речи детей. Тема «Профессии»
Выступление на педагогическом совете воспитателя старшей 1 группы Лебедь И. В.
Синквейн-как один из методов развития речи.
Как интересно рассказать детям о разных профессиях и закрепить у них новые знания? Мы с детьми любим составлять синквейн.
Публикация «Опыт работы „Синквейн как метод развития речи детей, Тема „Профессии“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
Синквейн - нерифмованное стихотворение из пяти строк. Форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем синквейн стали использовать в дидактических целях. Как эффективный метод оно позволяет развивать образную речь.
Методический прием синквейн помогант сформировать у детей позитивные установки к различным видам труда и творчества. С его помощью мы познакомим дошкольников с профессиями взрослых, закрепляем у них новые знания и расширяем словарный запас.
Как мы учим детей составлять синквейны
Синквейн – игровой прием. Его структура проста и доступна даже маленьким детям. Но мы игру в синквейны проводим со старшими дошкольниками. Их мыслительные, коммуникативные, речевые навыки и умения позволяют им быстро освоить правила игры и почувствовать себя успешными.
Чтобы научить детей составлять синквейн, мы рассказываем, из чего он состоит. Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчете слогов в каждом стихе. В работе с детьми дошкольного возраста мы используем дидактический синквейн. Он основывается не на фиксированном количестве слогов, а на заданных содержании и синтаксической структуре каждой строки. Структура дидактическогосинквейна представлена в таблице.
Как мы используем синквейн, чтобы закрепить знания детей о профессиях
Семь преимуществ синквейна
1. Помогает детям понять и запомнить новое содержание.
2. Развивает коммуникативные и речевые навыки.
3. Обогащает словарный запас.
4. Учит формулировать ключевую фразу (идею).
5. Подготавливает к краткому пересказу.
6. Совершенствует творческие и мыслительные способности.
7. Учит взаимодействовать со сверстниками, оценивать свои и чужие способности
Мы используем синквейны на занятиях по ознакомлению с профессиями взрослых и учим детей составлять их в форме игры. Данный методический прием используем на разных этапах образовательной деятельности.
Знакомство с профессиями. Рассказываем, чем занимаются специалисты, показываем иллюстрации или мультимедийную презентацию. В конце занятия предлагаем детям составить синквейны об этих профессиях.
На данном этапе синквейн учит детей пересказывать то, что прочитал или рассказал воспитатель. Они получают представления о частях речи, предложении, стремятся соблюдать интонацию. При составлении синквейнов активизируется словарный запас, дошкольники начинают активно использовать в речи синонимы, антонимы.
Это занятие помогает детям выразить свое отношение к полученным знаниям. Кроме того, это способ контроля и самоконтроля. Дети сравнивают и оценивают получившиеся синквейны, обмениваются впечатлениями.
Уточнение знаний о профессиях. Например, мы просим рассказать детей о поваре и совместно с ними составляем синквейн. Это позволяет нам понять, что уже знают дети о данной профессии, и дает возможность подкорректировать их знания, донести до них нужную информацию.
Затем предлагаем дошкольникам дома с родителями найти дополнительную информацию об этом специалисте. Задача следующего занятия – скорректировать или совершенствовать уже готовый синквейн.
Повторение материала предыдущего занятия. Чтобы вспомнить профессии, о которых говорили на предыдущем занятии, предлагаем детям составить краткий рассказ по готовым синквейнам.
Заключительное задание по пройденному материалу. В течение 3–4 занятий рассказываем детям о профессиях людей, которые работают в детском саду, проводим беседы. На заключительном занятии по этой теме предлагаем детям составить синквейны о профессиях, например, воспитателя, младшего воспитателя, повара. В данном случае синквейн помогает провести рефлексию, анализ и синтез полученной детьми информации. Такое задание активизирует и развивает мыслительную деятельность дошкольников. Они учатся находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Изученный на занятии материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению.
Таким образом, благодаря синквейну дошкольники лучше усваивают новую информацию, не только запоминают названия профессий, но и понимают их содержание, используют полученные знания в игровой деятельности, реализуют свои творческие, интеллектуальные способности.