Белова Маргарита
Исследовательская проектная деятельность с детьми «Космос и я»
▼ Скачать + Заказать документы
«Космос и Я»
Воспитатель Белова Маргарита Валерьевна
МБДОУ «Сростинский детский сад «Медвежонок»
Бийского района Алтайского края
Оглавление:
Введение…. 3
1 Этапы реализации проекта. ….
1.1 Подготовительный этап…. 5
1.2 Основной этап… 5
1.3 Заключительный этап. Вывод.
Перспективы развития проекта… 6
Список литературы …. 7
Приложение…. 8
Введение
Публикация «Исследовательская проектная деятельность с детьми „Космос и я“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Актуальность выбора темы и значимость исследования.
«Космос- это все, что есть, что когда- либо было и когда- либо будет. Одно созерцание космоса потрясает : дрожь бежит по спине, перехватывает горло, и появляется чувство слабое, как смутное воспоминание, будто падаешь с высоты. Мы сознаем что прикасаемся к величайшей из тайн.»
Карл Саган
Американский астрофизик, популяризатор науки.
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звёздах, космонавтах, так как данная тема как всё неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченных интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. Реализуя образовательную программу по познавательному развитию заметила, что в недостаточной степени раскрывается раздел «Космос». Интерес одного из воспитанников в группе подвинул на мысль необходимости работы над проектом «Этот загадочный космос-Луна». Передо мной стояла задача: как развить у ребёнка представления об окружающем мире до глубин Вселенной не зазубривая научные истины, а открывая их самому. Итак, объектом изучения стал КОСМОС и ближайший спутник Земли- Луна.
Гипотеза:
Чем шире мировоззрение ребенка, тем наиболее полно сформируется активная творческая личность, способная получить представления об окружающем мире до глубин Вселенной, не зазубривая научные истины, а открывая их самому.
Цель проекта :
Приобщение детей к знаниям о вселенной, освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Вызвать чувство гордости за наших соотечественников таких, как Циолковский, Королев, Гагарин и многих других, внесших неоспоримый вклад в историю покорения космоса.
Задачи проекта :
1. Сформировать устойчивый интерес к познанию космического пространства.
2. Познакомить детей с историей развития космонавтики, с символикой некоторых созвездий, строением солнечной системы.
3. Расширять первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях).
4. Прививать любовь к родному краю, планете, героям освоения космоса.
5. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
6. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
7. Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности.
8. С помощью экспериментов проверить выдвинутую гипотезу.
Вид проекта :
По количеству участников: индивидуально- групповой;
По приоритету метода: исследовательский;
По продолжительности: одна неделя.
Участники реализации проекта :
Воспитатель;
Воспитанники подготовительной к школе группы;
Родители воспитанников.
Методы исследования :
- экспериментальный ;
- метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, презентаций, видеофильмов);
- словесный (беседа, использование художественного слова, пояснение);
- практический (самостоятельное выполнение работы, использование различных инструментов для изображения);
- проблемно – мотивационный;
- наблюдение;
- творческая деятельность.
Образовательные области реализации проекта :
Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности :
Продуктивная, игровая, трудовая, коммуникативная, поисково-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная.
1. Этапы реализации проекта.
1.1 Подготовительный этап
Определение цели и задач. Сбор информации по теме «космос».
Подбор иллюстративного материала на тему о космосе
Оформить картотеки загадок, пословиц, поговорок по теме
Оформить информационный стенд для родителей «Загадочный мир космоса»;
Привлечение родителей к сбору материала (стихов, пословиц, поговорок) .
Привлечение родителей для совместного с детьми изготовления поделок для творческой выставки по теме «Космос и Я»
1.2 Основной этап
Художественное творчество
Аппликация: «Покорители космоса».
Рисование: «Летающие тарелки».
Лепка: «Ракета».
С/ р игра: «Космос», «Большое космическое путешествие».
Беседы на темы: «Земля наш дом», «Изучаем Вселенную», «Тайны Солнечной системы».
Рассматривание иллюстраций;
Викторина на тему «Космос».
Экспериментальная деятельность.
Опыт: «День – ночь»,
«Лунные кратеры»
«Есть ли жизнь на луне»
«Зависимость температуры на планетах от дальности расположения планет от солнца»
Чтение А. А. Анпилова «Ю. А. Гагарин», просмотр мультфильма: «Тайна третьей планеты», чтение рассказов по заданной тематике.
Прослушивание музыкальных произведений по теме
Консультация для родителей:
«Как рассказать детям о космосе»
1.3 Заключительный этап.
Выступление перед детьми подготовительной группы: «Луна- спутник ЗЕМЛИ» Подтверждение выдвинутой гипотезы
Составление презентации по итогам проведенной работы
Ожидаемые результаты:
К окончанию срока реализации проекта у детей должны быть сформированы умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки, возникло желание творить и исследовать вместе со взрослыми, что несомненно позволит им успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру. Дети подготовительной группы должны ориентироваться в полученном материале, используя знания в играх и НОД.
Перспективы развития проекта :
-дальнейшая совместная деятельность по вопросу изучения космоса.
Список литературы:
1. Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли : Беседы, досуги, рассказы. М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128с. – (Библиотека воспитателя) (3).
2. Большая энциклопедия. Космос и астрономия : вопросы и ответы. - М. : ОЛМА Медия Групп, 2013г.
3. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Космос. – СПб., Паритет, 2005г. Серия «Грамматика в играх и картинках»
4. Журналы для детей дошкольного возраста и их родителей «Дошколенок» №3 2008г, №4 2010г, №4 2013г.
10. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду : планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М. : «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2009г.
5. Левитан Е. П. Малышам о звездах. - М. ,1986г.
6. Малофеева Н. Н. Энциклопедия дошкольника. - М. : ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2008г.
7. Носов Н. Незнайка на луне. - М. : РОСМЭН, 1996г.
8. Шорыгина Т. А. О космосе. Серия «Педагогические беседы». – М. : Книголюб, 2005г.
9. Энциклопедия для детей. «Чудесная планета Земля». М., 2000 г.
10. Интернет ресурсы.