Ирина Малянова
Дидактические игры для развития математических представлений детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день уважаемые коллеги!
Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольные годы, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному, в частности мате-матическому, развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс, увеличение потока информации, изменения, происходящие в нашем обществе. Поэтому нам воспитателям необходимо идти в ногу со временем.
Публикация «Дидактические игры для развития математических представлений детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2024
«Без чего нет и не может быть полноценного умственного развития дошкольника?» (ИГРА)
Всем известно:
Послушай - и ты узнаешь,
Посмотри – и ты поймешь,
Сделай – и ты научишься.
Все мы любим играть, некоторых даже не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся и учимся чему-то новому.
Еще Макаренко А. С. говорил, что «Ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело, вся его жизнь это игра», -
Развивающие игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры,направленных на закрепление представлений о количестве и счете.
2. Игры, направленных на закрепление представлений об ориентировки во времени.
3. Игры, направленных на закрепление представлений о величине.
4. Игры, направленных на закрепление представлений о форме
5. Игры, направленных на закрепление представлений об ориентировки в пространстве.
Занятия с ребенком математикой начинаются в 2-3 года
В этом возрасте знакомим ребенка с понятиями: «много», «мало», «один», «ни одного. Узнавать основные геометрически фигуры (круг, квадрат, треугольник) находить похожие на них предметы в окружающей обстановке.
Малыш в возрасте четырех лет уже хорошо знаком с математикой и должен уметь :
• определять,где находится предмет : слева, справа, сзади, спереди, вверху, внизу, посередине. однако может еще путать право и лево;
• знать главные геометрические фигуры: круг, прямоугольник, квадрат, треугольник, овал;
• знать все цифры от нуля до пяти должен считать предметы в пределах 5-ти, соотносить число предметов с необходимой цифрой;
• уметь расставить цифры от 1 до 5 в обратном порядке и в правильной последовательности;
• понимать значение: меньше – больше, поровну;
• сравнивать два, три предмета по величине (длине, ширине, высоте); объяснять словами, какой предмет больше (меньше, длиннее (короче, шире (уже, выше (ниже).
Ребенок в 5-6 лет уже должен иметь некоторые математические представления.
В перечень того, что должен знать малыш, входит:
• счет в пределах первого десятка и цифры от 1 до 10;
• знаки сложения и вычитания, равенства, обозначения «больше» и «меньше»;
• обобщение и сравнение по величине;
• написание и состав цифр (от 0 и до 10);
• знать формы квадрат и круг, уметь ровно поделить их на две и четыре составных части;
• знать обратный счет;
• различать понятия – центр, лево, право и другие пространственные термины;
• иметь представление о временах года;
• отличать геометрические фигуры;
• знать понятие «месяц», уметь определять время суток (не детально);
• знать дни недели;
• верно называть числительные, названия фигур, цифры.
К 7 годам ребенок должен уметь:
Определять расположение предметов : внизу, вверху, слева, справа, посередине, спереди, сзади.
Считать до десяти, знать цифры от 1 до 10, расставлять цифры по порядку от 1 до 10 и в обратном порядке от 10 до 1.
Знать геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник.
Сравнивать предметы больше, равно, меньше. Добавлять один предмет к предметам с меньшим количеством.
Уметь писать цифры от 1 до 10.
При применении каждой игры необходимо учитывать, как уже указывалось выше, возрастные особенности детей и их интеллектуальные способности.
Так, как в данное время я занимаюсь с детьми старшей и подготовительной групп и темой моей программы по самообразованию является развитие математических представлений детей 5-6 лет посредством развивающих игр, мной составлены картотеки дидактических игр по всем вышеуказанным группам игр по формированию математических представлений для детей данного возраста.
Предлагаю одну из дидактических игр для данного возраста:
Игровое пособие можно использовать как при индивидуальной, так и подгрупповой работе с детьми 5-6 лет.
Задачи: продолжать закреплять представления детей о числе и количестве, развивать умение определять место того или иного числа в ряду по его отношению к предыдущему и последующему, развивать мелкую моторику, воспитывать интерес к математическим знаниям, умение понимать учебную задачу, выполнять ее самостоятельно.
Материал : Бельевые разноцветные прищепки, карточки-цветы с заданиями в количестве 33 штук.
Описание игры.
Игровое пособие состоит из выполнения четырех заданий:
1. ребенку (детям) предлагается посчитать предметы, нарисованные в серединке цветка, а затем с помощью прищепок указать ответы.
2. с помощью прищепок указать цифры, которые меньше или больше заданных цифр
3. определить пропущенные цифры
4. определить «соседей» заданных цифр.
Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.
Дидактические игры доставляют детям радость победы, радость участия в совместной со сверстниками деятельности, а удовольствие, которое они испытывают от занятия умственным трудом, развивают интерес к математической деятельности и желания заниматься ею, что является залогом успешного обучения в школе. Успех в играх вдохновляет его на новые победы. А счастливого ребенка легче учить, воспитывать, легче развивать его духовный потенциал. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.
Обучая и развивая детей в процессе игры, нужно стремиться к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Учение должно быть радостным!