Бакшеева Татьяна Сергеевна
Выступление на МО гуманитарного цикла «Особенности обучения правополушарных и левополушарных детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на МО гуманитарного цикла
Тема: «Особенности обучения правополушарных и левополушарных детей».
Для определения типа высшей нервной деятельности ученика, то есть право-лево- или равнополушарный тип, была использована методика характеристики типов высшей нервной деятельности И. П. Павлова, который представлял эти типы как «мыслительный»,
Темочки:
«художественный» и «средний», промежуточный, взятая из книги А. Л. Сиротюк «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения»
Описание методики: Методика содержит в себе 9 карточек; на каждой написано по одному слову: «карась», «орел», «овца», «перья», «чешуя», «шерсть», «летать», «плавать», «бегать». Диагностика проводилась в классах.
Инструкция. Разложи карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.
Оценка результатов: Ребенок раскладывает карточки, группируя их по своему выбору.
1 вариант
1-я группа карточек – «карась», «орел», «овца».
2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать».
3-я группа карточек – «шерсть», «перья», «чешуя».
Доминирование левого полушария. Преобладает II сигнальная система. Вариант возможен на основе анализа, когда выделяются общие существенные признаки. Мыслительный тип. Логическое мышление.
2 вариант
1-я группа карточек — «карась», «плавать», «чешуя».
2-я группа карточек — «орел», «летать», «перья».
3-я группа карточек — «овца», «бегать», «шерсть».
Доминирование правого полушария. Преобладает I сигнальная система. Предметы и явления обобщены по их функциональным признакам. Художественный тип. Образное мышление.
3 вариант Одновременное выполнение I и II вариантов теста. Смешанный тип.
Рекомендации
Сиротюк А. Л., проведя многолетние исследования, пришла к выводу, что с точки зрения нейропедагогики учебные процесс обязательно должен строиться по принципу двусторонней дифференциации с учетом индивидуальных психологических и, даже, половых особенностей ученика. «Дифференцированное обучение предполагает тщательное исследование когнитивного стиля учащихся, разработку педагогических приемов и методов в соответствии с их индивидуальными психофизиологическими особенностями.» Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М. : ТЦ Сфера, 2001.
Автор считает, что чаще всего стиль подачи материала, выбранный учителем, не совпадает с типом восприятия этой информации учеником, так как учитель, прежде всего, основывается на его собственных предпочтениях в сфере преподавания. Так как эти предпочтения не совпадают с психофизиологическими возможностями учащихся, возникает внутренний конфликт, и, вследствие этого, успех всех учащихся не только не гарантирован, но и сведен к минимуму. Поэтому для реализации потенциальных возможностей ребенка, для создания ситуации успеха и, в конечном итоге, для успешного усвоения учебного материала, следует делать акцент на создание оптимальных психолого-педагогических условий с учетом мозговой организации познавательных процессов, так как стратегии обучения детей с преобладанием левополушарного или правополушарного типа мышления разные.
Для исключения вероятности постановки в неодинаковые условия представителей данных типологических групп, по-разному предрасположенных к усвоению языка и орфографии, и подбора эффективных приемов и методов обучения, А. Л. Сиротюк предлагает опираться на типические особенности каждого типа :
Операционный этап
Правополушарные дети Левополушарные дети
Восприятие материала Целостное, преобладает
зрительное (визуалы)
Дискретное (по частям,
Преобладает слуховое
(аудиалы)
Память Непроизвольная
Наглядно-образная
Произвольная
Знаковая
Мышление Наглядно-образное
Оперирование образами
Спонтанное
Эмоциональное
Интуитивное
Трехмерное (в
пространстве)
Абстрактно-логическое
Оперирование цифрами,
знаками
Формальное
Рациональное
Программируемое
Двумерное (на плоскости)
Переработка информации Быстрая медленная
Интеллект Невербальный Интуитивный Вербальный
Логический
Деятельность Приверженность к практике Приверженность к теории
По результатам экспериментов, проведенных А. Л. Сиротюк и её коллегами, ученики с разной межполушарной асимметрией делают разные количественные и качественные ошибки, хотя левополушарные учащиеся делают ошибок при письме в 2,5 раза больше, проблема в усвоении слов с непроверяемым написаниями касается прежде всего детей с доминирующим правым полушарием головного мозга, а наиболее грамотными являются равнополушарные учащиеся.
Поэтому, исходя из типических особенностей, А. Л. Сиротюк предлагает
использовать следующие методы и приемы дифференцированного подхода в обучении :
Правополушарные дети Левополушарные дети
Синтез слова из частей
Нахождение слов в тексте
Задания на правописание
Работа с наглядностью, карточками
Задания в картинках
Выявление сходств слов
Использование речевых ритмов
Сочинения с использованием слов
Нахождение взаимосвязи
Задания на время
Работа в группе
Проверки на уроке
Творческие задания
Дробление слов на части
Задания в символах, шифрах, кодах
Разбор слов по составу
Прослушивание текстов со словами
Понятийное понимание слов
Задания на поиск ошибок
Лингафонная система, восприятие на слух
Многократное повторение
Вневременные задания
Задания на поиск ошибок
Выявление различий слов
Обучение других
Проверки после уроков
Индивидуальная работа
Таким образом, по мнению А. Г. Сиротюк, современный грамотный учитель должен подбирать методики обучения ориентированные на конкретного ребенка с определенным типом функциональной асимметрии полушарий, и тогда идея двусторонней дифференциации будет реализована: «….процесс обучения процесс двухсторонний. Его успех одинаково зависит как от учителя, так и от ученика, от их типа функциональной организации мозга.» Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М. : ТЦ
Сфера, 2001.
Примерные варианты домашних заданий на усвоение правописаний слов с непроверяемыми написаниями:
Так как левополушарный и правополушарный тип познания происходит по-разному, то задания для каждого типа были разработаны с учетом этих психофизиологических особенностей. Но за основу для разработки системы домашних заданий было взято правило «от противного», т. е. основной задачей была такая дифференциация заданий, при которой «левополушарные» дети получают задания для развития правого полушария, а правополушарные, соответственно, для развития левого. Данный подход объясняется тем, что сбалансированное развитие сильных сторон каждого полушария позволяет расширить и развить количество учебных стратегий, что, в свою очередь, в целом способствует успешности обучения.
Правополушарные дети – для развития левого полушария (левая колонка) : Левополушарные дети – для развития правого полушария (правая колонка) :
1. Раздели слова на слоги.
2. Придумай ребус.
3. Разгадай слова, используя шифр.
4. Определи слово по его значению.
5. Найди ошибки.
6. Найди, чем отличаются эти слова.
7. Найди лишнее слово.
8. Раздели слова на группы.
9. Работа с тестами.
1. Составь слова из слогов.
2. Нарисуй опорную картину, на
которой можно найти слова из
изучаемой группы.
3. Найди, чем похожи слова в группе.
4. Подготовь рассказ о происхождении слова.
5. Придумай скороговорку, пословицу, стихотворение, песенку, рассказ, используя слова из группы.
6. Придумай и запиши загадку.
7. Найти отрывок в тексе, где есть
слова с непроверяемыми
орфограммами.
8. Показать слово.
Равнополушарные дети – выбирают задание на свое усмотрение.
В конце выступления раздаются памятки учителям.