ИРИНА БОКУНОВА
Методы, приёмы работы с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в России неуклонно растет количество детей с врожденными и наследственными заболеваниями. В связи с этим, как никогда ранее, возросла актуальность проблемы педагогической помощи и обучения этой группы детей, в том числе и детей-инвалидов. Состояние здоровья детей, имеющих отклонения в развитии, препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. У них в силу физических или психических дефектов имеются определенные нарушения в приеме, переработке и использовании информации, получаемой из окружающего их мира. Поэтому они нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы.
Публикация «Методы, приёмы работы с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество должно учесть и принять, в этом и есть основной смысл инклюзивного образования.
Дети с ОВЗ в развитии направлены на приобретении социального опыта. Путь к социализации у них отличается от общепринятого. Психические и физические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему. Поэтому к каждому ребенку нужно подходить строго индивидуально в вопросах выбора пути развития и образования.
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. И наша с вами задача обеспечить такие условия обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, которые направлены на коррекцию присущих ему недостатков, продвижению в общем развитии и социализацию.
Дети с ограниченными возможностями здоровья характеризуются рядом особенностей.
Развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности у детей, имеющих аномалии в развитии, происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, все эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. У таких детей гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остаётся ведущей игровая деятельность, с трудом и в меньшей степени формируются учебные интересы и навыки. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание в памяти, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществлять напряжё нную учебную деятельность: он очень быстро устаёт, истощается, теряет интерес к занятиям. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной психолого-педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения у таких детей мало сбалансированы, ребенок либо возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с одноклассниками, либо наоборот, скован, заторможен, пуглив, плаксив и тревожен. Эти дети очень быстро попадают в ряды хронически неуспевающих. У учителя возникает вопрос: как учить такого ребенка? Как учитывать особенности здоровья каждого конкретного ребенка?
Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
На данный момент существует множество традиционных и нетрадиционных методик, позволяющих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед учителем, к которому пришел на обучение ребенок с ОВЗ. Совокупность методов обучения – это путь познания окружающей действительности, который предлагается детям. Путь, который определяет характер умственного развития, реализует возможности усвоения знаний, формирует черты личности учащегося. В школе и на индивидуальных занятиях учителя работают с детьми с ОВЗ на протяжении всех этапов урока (разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося). И на каждом этапе урока могут быть использованы те или иные методы и приёмы.
Учитывая особенности детей с нарушением интеллекта, учитель для достижения целей и задач пользуется следующими методами :
• методы, используемые для сообщения новых знаний – это методы объяснения, рассказа, демонстрации;
• методы, используемые при приобретении новых знаний, умений и навыков;
• беседа, наблюдения, работа с книгой, игра, упражнения, лабораторно-практические работы, самостоятельная работа –использование методов данной группы позволяет активизировать познавательную деятельность школьников, повысить их самостоятельность;
• методы работы с техническими средствами обучения: мультимедийные презентации, просмотр видео уроков и прочее.
Краткая характеристика некоторых методов обучения.
Рассказ – форма изложения учебного материала, представляющая собой словесное описание событий, фактов, процессов, явлений в природе и обществе, в жизни отдельного человека или группы людей.
К рассказу предъявляются следующие требования:
- определенность темы и содержания (запоминается лучше и усваивается легче);
-четкость структуры ( должен иметь четкую структуру: начало, развитие событий, кульминацию, финал);
- эмоциональность (связь рассказа с личным опытом ученика, с местными условиями, событиями).
Объяснение –метод овладения теоретическим учебным материалом. Особенность – теоретические доказательства, которые предполагают:
- постановку познавательной задачи;
-строгий, тщательный подбор фактического материала;
- определенную форму рассуждений: анализ и синтез; наблюдения и выводы; индукция и дедукция;
-использование иллюстративного материала;
- формулировку выводов.
Беседа – метод обучения представляющий собой вопросно-ответную форму овладения учебным материалом. Главное требование – строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся. Вопросы должны быть взаимосвязаны, подчинены основной идее, поставлены так, чтобы ученики понимали предмет разговора.
Работа учащихся с учебником, книгой является одним из действенных методов овладения учебным материалом. Умения и навыки работы с книгой, сформированные в школе, сохраняются на всю жизнь.
Требования: - каждый ученик должен уметь находить то место, которое изучается;
-учитель должен дать краткий и четкий инструктаж по выполнению задания;
- учащиеся должны находить главное в процессе работы с книгой, опорные пункты, не стараясь запомнить все подряд.
Использование метода демонстрации позволяет проводить работу по развитию у учащихся круга элементарных представлений и ставит своей задачей, с одной стороны, обогащение и систематизацию имеющегося у детей опыта, с другой – учит их наблюдать предмет, явление, выделять в них главные черты, сравнивать, обобщать, устанавливать свое отношение к объекту.
Наблюдения и лабораторные работы. Основная цель – развитие навыков самостоятельной работы учащихся и их наблюдательности.
Экскурсии – один из самых распространенных методов обучения. Ценность его заключается в том, что дети учатся наблюдать натуральные объекты в реальных, естественных условиях. Экскурсии имеют общеобразовательное и специальное учебное значение.
Практический метод – использование игр, занимательных упражнений, соревнований.
Наиболее существенным признаком в работе с детьми с ЗПР является их коррекционно-развивающая направленность.
Она включает:
• Подачу на каждый урок учебного материала малыми порциями;
• Максимальную развернутость и раздроблённость сложных понятий и действий;
• Замедленность обучения и частую повторяемость формулируемых действий;
• Предварение пропедевтикой изучения нового;
• Постоянную опору на чувственный опыт учащихся;
• Руководство действиями учащихся вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником и др.
Как уже говорилось, дети с ограниченными возможностями здоровья представляют собой очень разнообразную группу обучающихся. Поэтому приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом состояния здоровья каждого ребенка. И очень важен контакт с их родителями (законными представителями, важно знать все особенности развития ребенка.
Общие педагогические методы и приемы не используются изолированно, только в необходимом сочетании. Применяя тот или иной метод, как ведущий его необходимо подкреплять одним-двумя дополнительными. Например, на начальных этапах обучения ведущим методом может быть наглядно-практический, а дополнять его может беседа.
Далее ведущим методом становится беседа, а наглядно-практический как дополнительный.
Для реализации некоторых выше перечисленных методов обучения необходим достаточно высокий уровень сформированности у учащихся умения пользоваться предоставляемой им информацией, умения самостоятельно искать пути решения поставленной задачи; не все обучающиеся с ОВЗ обладают такими умениями, а значит, им требуется дополнительная помощь специалистов: учителя – дефектолога, учителя – логопеда и педагога – психолога. Увеличивать степень самостоятельности учащихся с ОВЗ, а особенно детей с задержкой психического развития и вводить в обучение задания, в основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности можно только очень постепенно, тогда, когда дети уже имеют некоторый опыт подобной работы. Поэтому, здесь будут наиболее приемлемыми следующие методы :
• объяснительно –иллюстративный;
• репродуктивный;
• частично поисковый;
• коммуникативный;
• информационно – коммуникационный;
• метод проектов;
• методы контроля;
• самоконтроля и взаимоконтроля.
Приемы обучения, используемые на уроках с обучающимися с особыми возможностями здоровья С понятием метода тесно связано понятие «приема обучения».
Приемы обучения – это конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения.
Для активизации деятельности обучающихся с ОВЗ можно использовать следующие приёмы обучения :
Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, «смайлики»). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
Использование магнитных букв, слов при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
Составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить. Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры, после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
Использование презентаций и фрагментов презентации по ходу урока, тренажёров для гимнастики глаз. На слайдах можно разместить необходимый учебный материал, цветные фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.
Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
ЗПР
(дети с задержкой психического развития)
Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими ОВЗ, являются:
• Объяснительно –иллюстративный;
• Репродуктивный;
• Частично поисковый;
• Коммуникативный;
• Информационно – коммуникационный;
• Методы контроля;
• Самоконтроля и взаимоконтроля;
• Активные методы обучения, игровые методы;
• Активные методы рефлексии :
• рефлексия настроения и эмоционального состояния;
• рефлексия содержания учебного материала;
• рефлексия деятельности
Нетрадиционные методы :
музыкотерапия, кинезиология, рефлексотерапия и точечный массаж;
Куклотерапия,сказкотерапия, песочная терапия и глинотерапия.
Эффективные приемы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии:
• Игровые ситуации, требующие оказания помощи любому персонажу ( задача: разъяснить, научить, убедить);
• Дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
• Дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность;
• Обучение конструированию, рисованию, моделированию;
• Игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться друг с другом, встать на место другого;
• Психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
ОНР
(дети с общим недоразвитием речи)
• Словесные (вопросы, объяснение, беседа, рассказ)
• Обучение пересказыванию;
• Обучение рассказыванию по картинам;
• Рассказывание по сериям сюжетных картинок;
• Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картинке;
• Описание пейзажной картины;
• Обучение описанию предметов;
• Обучение рассказыванию с элементами творчества.
В ходе рассказа используются такие методические приемы, как: изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания (мнемонические, ассоциативные, логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного);
• Наглядные (экскурсии, наблюдения, демонстрация различных наглядных иллюстраций, схем)
• Практические (практические упражнения, графические работы)
• Кинезиология (развитие умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения)
Упражнения: «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка», «Зеркальное рисование», «Ухо – нос», «Змейка», «Зайчик – кольцо»
• Су-джок терапия
I этап. Знакомство детей с су-джок, правилами его использования через устное народное творчество, стихи, загадки, сказки.
II этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх.
III этап. Самостоятельное использование шарика су-джок в соответствии с потребностями и желаниями.
• Логопедическая ритмика (развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, укрепление мимической мускулатуры, формирование фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, согласование движения и речи)