Галина Геннадьевна Ященко
Выступление на конференции работников дошкольных образовательных учреждений «Интеграция образовательных областей»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида №3 Барабинского района Новосибирской области
Выступление на конференции работников дошкольных образовательных учреждений "Интеграция образовательных областей – основа воспитательно-образовательного процесса в современном ДОУ.
Старший воспитатель: Ященко Галина Геннадьевна г. Барабинск 2011г.
Слайд 1 Не секрет, что педагоги дошкольных учреждений стоят на пороге перемен.
Публикация «Выступление на конференции работников дошкольных образовательных учреждений „Интеграция образовательных областей“» размещена в разделах
Слайд 2 В условиях введения федеральных государственных требований, в период ожидания примерной общеобразовательной программы, встают вопросы: «Почему появился новый документ?»,
«Какие изменения произойдут в системе дошкольного образования?»,
«Что делать?».
Слайд 3 Все эти вопросы вызывают тревогу и интерес, как у педагогов, так и у родителей. Почему мы все так затревожились, узнав о новых требованиях? Ведь мы с вами знаем, что в законе об образовании есть пункт, о вариативности программ.
И на сегодняшний день вариативность никто не отменял. Любая инновация не может совершиться в одночасье. Изменения произошли не в содержательном плане, а в модели организации педагогического процесса, который сейчас и нужно перестраивать.
Слайд 4 Главной целью дошкольного образования является не усвоение ребенком определенных знаний, умений и навыков, а развитие основных психических функций ребенка – мышления, памяти, внимания, воображения и речи. В конечном итоге, ребенок должен выйти из детского сада физически развитым, любознательным, активным, общительным.
Слайд 5 Именно эти основополагающие качества личности, будучи соответствующим образом развиты, позволят ребенку быть успешным при обучении в начальной школе.
Слайд 6 Следовательно, усвоение знаний является средством достижения цели. Центр тяжести переносится с того, какой учебный материал предлагается детям, на то, как он дается. Слайд 7
Главной проблемой реализации примерной основной общеобразовательной программы является замена учебного блока на образовательную деятельность, осуществляемую в совместной деятельности взрослых и детей, а также при проведении режимных моментов.
Воспитатели, обученные и подготовленные для работы в схеме реализации учебной модели и предметного принципа построения, привыкли видеть в учебной деятельности самую важную часть своей работы; но многим из них, особенно педагогам со стажем, психологически сложно перестроиться в работе.
Растворение образовательной деятельности в игре, в детской деятельности, в режимных моментах является проблематичным для педагогов.
Слайд 8 Таким образом, перед педагогами стоит задача выстраивать образовательную деятельность, так чтобы воспитать в дошкольнике активность, любознательность, эмоциональную отзывчивость.
Так как Программа предусматривает интеграцию и «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности, возрастает роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей. (педагога – психолога, учителя – логопеда, руководителя по физическому воспитанию, музыкального руководителя.)
В требованиях говорится об обучении, но основным организующим моментом, все, же является игра. А слово «занятие» в этом документе вообще отсутствует. Но игру нельзя подчинять решению дидактических задач. Обучение и самодеятельная игра – два разных вида деятельности. Программа в этом смысле выдерживает именно традиции, которые устоялись, которые показали, что они правильны по отношению к развитию ребенка.
Занятия в Федеральных государственных требованиях прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. Но они не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Перед нами встал вопрос: в каких же формах организовывать эти занятия? Наш коллектив пришел к единому мнению - в формах интеграции.
Слайд 9 Поэтому мы создали условия, чтобы полученные в образовательном процессе знания ребенок использовал в своей самостоятельной деятельности.
В требованиях ФГТ каждая программа основывается на комплексно – тематическом принципе построения и должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Слайд 10 Реализация этого принципа фактически не возможна вне взаимосвязи с принципом интеграции, в котором в той или иной степени будут интегрироваться и различные виды детской деятельности.
Наши педагоги изучили и проанализировали новые стандарты, решают образовательные задачи в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей и педагогов, в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей на основе интеграции и тематического планирования.
Слайд 11 Так, например, для реализации образовательных областей мы выделили, какие области каждое занятие реализует. Например, занятие Развитие речи может решать задачи области : «Познание», «Коммуникация»; Ознакомление с окружающим: «Познание», «Социализация», Безопасность» и т. д.
Наши педагоги уже сегодня пробуют в течение дня интегрировать все образовательные области, виды детской деятельности, которым соответствуют определенные формы работы с детьми.
Ещё один пример, игру, как форму работы с детьми, используем не только для организации игровой деятельности, а в форме игры часто осуществляем и организацию двигательной, познавательно – исследовательской, коммуникативной, музыкально - художественной деятельности.
Слайд 12 Применяя принцип интеграции, педагоги обеспечивают целостность восприятия ребенком окружающего мира: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений.
Слайд 13 Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивает формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Учитывая особенности мышления детей, наши педагоги используют большое количество разнообразного наглядного материала и атрибутов, подобрали и приобрели пособия, создали соответствующую развивающую среду.
Слайд 14 Для того чтобы подготовить педагогический коллектив к работе по реализации приказа Министерства образования и науки Российской федерации «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» мы:
1.- создали творческую группу по изучению и разработке направлений;
2. - разработали план работы творческой группы;
3. – выделили направления работы, которые являются для нас новыми.
Мы пришли к выводу, что у нас есть то - - от чего мы можем оттолкнуться:
-Во – первых, при разработке основной общеобразовательной программы мы воспользовались опытом, который приобрели ранее, работая по программе Васильевой;
- Во –вторых, педагогами освоены технологии по использованию игровой мотивации при проведении образовательной деятельности;
- они владеют способами организации и приемами взаимодействия с семьями детей, при проведении с детьми и их родителями праздников, выставок и конкурсов;
- владеют приемами интеграции речевой деятельности с познавательной, театрализованной и продуктивными видами деятельности;
- в работе с детьми применяют опыт по реализации принципов интеграции и комплексно-тематического построения образовательного процесса.
Слайд 15 Чтобы в-о процесс в нашем детском саду был более качественным при реализации ФГТ - - 88 % педагоги повысили свою профессиональную квалификацию в образовательном процессе.
В нашем учреждении 84 % педагогов имеет квалификационную категорию, которые готовы обеспечивать реализацию интегрированного подхода.
Немаловажным условием является образовательный статус педагогов :
76 % - педагоги с высшим образованием,
24 % - со средне – специальным образованием.
У коллектива высокий творческий потенциал.
Слайд 16 В годовой план ДОУ этого года включены консультации, работает постоянно действующий семинар-практикум для педагогов, на котором, знакомим педагогический коллектив с принципами построения образовательной программы.
Проводятся мастер – классы, где педагоги имеют возможность не только познакомиться с интересными приемами и методами работы по интеграции, но и практически их освоить.
Слайд 17 Для реализации государственного стандарта в детском саду достаточно оборудования, методического и дидактического материала для образовательной деятельности.
Слайд 18 Мы не имеем право забыть, о родителях, которые должны понять, что перестраиваться нужно не только дошкольному учреждению, но и семье, которая продолжает формировать социальный заказ детскому саду на подготовку ребенка к школе.
Слайд 19 При взаимодействии с семьями детей, педагоги знакомят родителей с новыми требованиями дошкольного образования.
Наш коллектив готов к внедрению и принятию нового в дошкольном образовании. И об этом можно судить по их достижениям: пауза СЛАЙД 20
Пауза Слайд 21 Наш детский сад находится в поиске нового.
Слайд 22 По мнению наших педагогов не дети должны приспосабливаться к детскому саду, а дошкольное образовательное учреждение
Слайд 23 должно стремиться создать необходимые условия для каждого ребенка,
Слайд 24 принимая во внимание его склонности и способности, состояние психического и физического здоровья.
Слайд 25 Изучив требования ФГТ, наши педагоги активно их внедряют в образовательный процесс.
Слайд 26 Апробация всего нового – дело трудное, я хочу пожелать всем педагогам терпения, креативности и оптимизма, смотреть на свою работу с новой точки зрения и обрести уверенность в собственных силах по воплощению идей Программы, гарантирующей успех маленьким россиянам.