Светлана Отясова
Выступление на августовской конференции
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1.
«Обновление воспитательного процесса с учетом
современных достижений в свете культуры на основе
отечественных традиций и культурного наследия»
Уважаемые участники конференции, коллеги, добрый день!
Слайд 2.
Наше дошкольное образовательное учреждение с 2011 года является детским садом общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей. Основная задача, которая стоит перед нами, формировать гармоничную, духовно богатую, эстетически развитую личность, обладающую задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
Темочки:
Каждый из нас знает, что дети, у которых отсутствуют духовные интересы, ищут интересы в другом. Бедная, неразвитая фантазия, как правило, побуждает к плохим поступкам, оказывает отрицательное влияние на формирование личностной сферы ребенка.
У человека далекого от творчества, зачастую иные притязания, интересы и склонности, тогда как духовно развитый человек всегда найдет выход своей энергии в любых формах самовыражения: в музыке, поэзии, живописи, мастерстве, науке.
Мы педагоги знаем, каков внутренний мир человека таковы и его по-ступки. И чем раньше мы в сотрудничестве с семьей раскроем этот мир, чем раньше ребенок научится удивляться и радоваться, понимать язык окружающего мира и передавать увиденное людям, тем ярче, богаче и чище он будет.
Слайд 3.
Сегодня, цель художественно-эстетического развития детей дошколь-ного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования рассматривается в аспекте формирования основ художественно-эстетической культуры ребёнка, в результате которой у него формируется интегральное качество личности.
Слайд 4.
Система работы по художественно-эстетическому развитию в нашем учреждении состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
• обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
• создание кадровых, учебно-методических, материально-технических условий;
• организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
• координация работы с другими учреждениями и организациями.
Слайд 5.
Педагоги нашего коллектива выстраивают педагогический процесс в соответствии с образовательной программой, дополняя программами и технологиями на основе художественно-эстетической направленности:
• программа развития творческих способностей детей средствами теат-рального искусства «Театр – Творчество – Дети» Наталии Фёдоровны Сорокиной;
• программа художественного воспитания «Цветные ладошки» Ирины Александровны Лыковой;
• программа «Приобщение детей к истокам русской народной культу-ры»
Ольги Львовны Князевой;
• программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет «Топ-хлоп, малыши» Татьяны Сауко;
• программа по музыкальному развитию детей 3-7 лет «Ладушки» Ирины Михайловны Новоскольцевой.
Слайд 6.
Наши педагоги постоянно повышают свое педагогическое мастерство через курсовую подготовку, педагогические советы, мастер-классы, деловые игры, смотры-конкурсы, семинары-практикумы, открытые просмотры, представление опыта работы.
Слайд 7.
Музыкальный руководитель Проценко Елена Петровна провела для воспитателей мастер-класс «Музыкально-дидактические игры с детьми до-школьного возраста», на котором познакомила педагогов с народными музыкальными играми, с интерактивными играми по ознакомлению с народными промыслами. Приезжих Светлана Ивановна провела мастер-класс по изготовлению куклы-пеленашки и фоторамки в народном стиле.
Маликова Анжела Раимовна в рамках «Недели молодого педагога» провела открытый показ непосредственно образовательной деятельности «Русская изба», где дети познакомились с устройством избы, предметами быта, учились гостеприимству.
В нашем саду воспитатели создали условия для приобщения детей к народному искусству. В методическом кабинете имеется иллюстративный материал, модели, плакаты, таблицы с элементами народных росписей, приобретены подлинные изделия декоративно-прикладного искусства. Силами воспитателей изготовлены дидактические и развивающие игры, а также поделки, сделанные руками воспитателей и родителей, детьми старшего возраста.
Большое внимание коллектив уделяет созданию благоприятной худо-жественно-эстетической среды в детском саду.
Слайд 8,9.
При подготовке учреждения к новому учебному году постоянно проводим смотр-конкурс групп, при оформлении которых, наши воспитатели стараются уделить особое внимание созданию центров русской культуры и быта, декоративно-прикладного искусства. Призерами стали воспитатели групп Шпагова Юлия Ивановна и Шевчук Лидия Владимировна.
Слайд 10.
Музыкальный зал оформлен в народном стиле: ярмарочная карусель привлекает внимание детей яркостью красок, разнообразием персонажей русских народных сказок, веселые скоморохи знакомят детей с народными инструментами.
Слайд 11.
Эффективно используются лестничные площадки, коридоры, прием-ные в групповых комнатах: в которых размещаются фотовыставки, тематические рисунки детей, сезонные выставки поделок из природного материала, панно с героями русских народных сказок.
Слайд 12.
Педагоги нашего детского сада стараются красочно оформить не только групповые комнаты, но и прогулочные участки. Детей встречают герои из русских сказок: колобок, лисичка, три медведя.
Созданная в детском саду предметно-пространственная среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к народному творчеству.
Слайд 13.
Следующим компонентом системы работы по художественно-эстетическому развитию является организация образовательного процесса. Образовательная работа ведется одновременно в нескольких направлениях:
• работа с детьми;
• взаимодействие с семьями воспитанников;
• сотрудничество с учреждениями социально-педагогической среды.
Слайд 14.
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется через следующие формы работы:
• организованная совместная деятельность с детьми;
• образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных мо-ментов;
• самостоятельная деятельность детей.
Слайд 15.
В работе с детьми мы используем фольклор, рассматривание народ-ных игрушек, театрализованную деятельность, народные игры, развлечения, праздники.
В ознакомлении детей с народной культурой нашими помощниками стали родители. С их помощью собрана детская библиотека народных сказок, пополнился уголок ряженья, театральный уголок, приобрели дидактические игры.
Слайд 16.
Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса. Они принимают участие в проведении праздников, в совместной деятельности, в изготовлении атрибутов к играм, театрализованной деятельности, в украшении группы к русским народным праздникам, участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.
Такое сотрудничество помогло нам сделать родителей своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
Учитывая то, что рядом с нашим образовательным учреждением расположен центр славянской культуры «Родник», мы в своем детском саду создали кружки по приобщению к народной культуре, чтобы в дальнейшем наши воспитанники могли и дальше изучать культуру своего народа.
Слайд 17.
На занятиях в кружках художественно-эстетической направленности дети знакомятся с русским искусством, красотой родной природы, картинами русских художников и народно-прикладным творчеством.
При знакомстве с произведениями народного творчества пробуждаются в детях первые яркие образные представления о Родине, о её культуре, что способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.
Изучая мифы и сказки, представления наших предков о строении мира, устройство русской избы, народные промыслы, дети учатся любить близких и родных, уважать людей, гордиться своей Родиной и своим краем.
Слайд 18.
В своей работе мы эффективно используем взаимодействие с социумом с целью создания единого образовательного пространства для художественно-эстетического развития детей:
• 14 детей старшего возраста посещают младшую группу хореографического ансамбля «Веселые человечки» при центре славянской культуры «Родник»;
• 16 детей старшего возраста посещают хоровую группу «Соловушки» при Центре славянской культуры «Родник»;
• 12 наших выпускников являются участниками различных творческих коллективов при центре славянской культуры «Родник»;
• 22 ребенка старшего возраста являются постоянными читателями библиотеки и принимают участие в мероприятиях, проводимых среди читателей.
Слайд 19.
В течение учебного года дети старшего дошкольного возраста посещают кружок «Берегиня» по русской народной культуре в центре «Родник», руководителем которой является Веретельникова Ольга Евгеньевна. На занятиях дети знакомятся с русским бытом, народными промыслами, праздниками, играми и забавами русского народа. Занятия проходят в интересной, увлекательной форме. В музее «Русская изба» дети рассматривают предметы быта, изучают особенности русского костюма, играют в народные игры.
Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И наша главная задача – стать помощником, который поведет ребенка в удивительную страну прошлого, расскажет о жизни предков, научит понимать и удивляться. Детские впечатления, впервые пробуждающие душу ребенка, должны воспитывать в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русско-го народа.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Мы считаем, что у детей нашего детского сада мы смогли зародить первые ростки патриотизма, которые в будущем превратятся в огромную любовь к своей семье, своему поселку, краю, своей Родине.
Слайд 20.
Спасибо за внимание!